20:10

Мы выиграем

  1. Новости


Хлеб и зрелища - последнее, что надо отнимать у людей, и это особенно ясно, когда нестабильно. Когда-то самое популярное зрелище Калининграда - матчи "Балтики", на который легко приходило до 12 тысяч человек. После провалов нескольких лет зрелище вновь стало приносить радость и возвращать болельщиков на трибуны - в результате смены руководства и реорганизации клуба.
Участники круглого стола обсуждали тему дальнейшей судьбы футбольного клуба. Потому что энтузиазм коллектива "Балтики" надо умножить на деньги. Но футболисты – «люди не от мира сего», как говорит директор «Балтики». И даже сейчас они неизлечимо больны оптимизмом.

Участники круглого стола:

Тиваненков Евгений Гарриевич, генеральный директор ФК «Балтика»


Петроченко Вячеслав Владимирович, заместитель главы администрации
по социальным вопросам


Гвардис Александр Петрович, арбитр международной категории


Ярмолюк Евгений Алексеевич, управляющий компанией «ПРОДУКТОВЫЙ ГОРОД»


Хребтов Юрий Михайлович, генеральный директор журнала «Королевские ворота»

В футбол играют не только деньги

Хребтов: Минувший год стал очень удачным для нашего спорта в целом и футбола в частности. Все началось с хоккеистов, затем мы взяли бронзу чемпионата Европы, «Зенит» победил в кубке UEFA и завоевал Суперкубок. Игра нашей «Балтики» приобрела собственный рисунок и заняла 7-е месте в первом дивизионе страны.
Сейчас Россия, как и весь мир, оказалась в сложной экономической ситуации. А бюджет клуба во многом определяет характер его игры и результат. Что сейчас происходит с калининградским футболом? Каковы планы?


Тиваненков: Они озвучены акционером и одним из главных болельщиков клуба «Балтика» –губернатором Калининградской области Георгием Боосом. На встрече по подведению итогов сезона 7 ноября прозвучала задача - 3-4-е место. С такими планами мы заканчивали сезон-2008 и вступали в сезон-2009. Команда начала работать и формироваться именно с этой целью.


Хребтов
: 3-е или 4-е место - амбициозная задача. По силам в нынешних условиях?
Тиваненков: Наверное, было бы нелогично пересматривать задачу исходя из 4-летней стратегии клуба, которую поддержали акционеры и правительство области. Нам удалось создать команду единомышленников, впервые за много лет и команда, и тренеры, и руководство клуба, и совет директоров стали единым целым. Костяк команды есть, тренерский штаб есть, теперь необходимо финансирование.
Хребтов: Без финансовых возможностей замахиваться на высокое место не совсем обоснованно. Я хочу спросить вас, Александр Петрович, вы не обслуживаете матчи первого дивизиона?
Гвардис: Обслуживаю.
Хребтов: Скажите, как арбитр, на вас лично оказывает влияние спонсорская составляющая футбола?
Гвардис: Нет, ни в коем случае, мы не касаемся никаких спонсорских обязательств. Я подписываю контракт с Российским футбольным союзом, в частности, с коллегией футбольных арбитров, поэтому спонсоры лично ко мне отношения не имеют. Формируется бюджет коллегии из взносов, которые определены регламентом РФС для каждой лиги. Оттуда оплачиваются зарплата, проживание, дорога. Вне зависимости от уровня команды, судьи получают одинаково - и за топовый матч, и за обыкновенный.
Хребтов: Господин Ярмолюк, а правильно ли утверждение, что футбол является скорее не спортом, а соревнованием финансово-промышленных группировок, поддерживающих эти команды?
Ярмолюк: Отчасти так и есть. Другое дело, что это касается не судейства, а инфраструктуры и возможностей по приобретению футболистов. Тот же «Челси» взять. Понятно, что упор не на традиции, как у «Манчестера» или «Ливерпуля», что всплеск произошел за счет активных денежных вливаний. Но нельзя говорить, что только деньги играют в футбол. Есть примеры других клубов, с достаточно средними бюджетами, достигающих высоких результатов.

Минус двадцать


Хребтов
: На что в основном тратится бюджет?
Тиваненков: Бюджет клуба состоит из двух составляющих. Бюджетное финансирование, которое идет на конкретные расходы - питание, проживание, перелеты, экипировку, медицинское обслуживание, учебно-тренировочные сборы. Вторая составляющая - спонсорские средства, которые идут на заработную плату и премии футболистам. Сам клуб и администрация существуют за счет такой деятельности, как продажа билетов и так далее. Самое весомое в бюджете - заработная плата и премии.
Хребтов: Не так давно, года два назад, я как болельщик говорю, бытовало такое мнение, что «Балтика» никому не нужна.
Петроченко: Сейчас есть очень четкая позиция правительства области и поручения муниципалитету: есть программа развития футбола, финансирование с обеих сторон. На сегодня бюджет, который рассматривался депутатами окружного Совета, уже «минус 20 процентов». «Металлург» (Липецк), к примеру, получает 90 миллионов, за эти деньги можно только зацепиться.
Говорят, нужна идея, чтобы объединить народ. Давайте представим, что нам надо собрать 12 тысяч человек на митинг или на концерт... Наверное, не соберем. А если 12 тысяч человек платят за билет и идут на стадион, это нормально. Футбол для Калининграда - социальное явление.
Хребтов: Невзирая на 20 процентов сокращения, сколько выходит?
Петроченко: Все будет зависеть от налогов за 4-й квартал, как в феврале-марте пойдут деньги. Но ясно, что в этом году менеджмент футбольного клуба должен быть отточен, чтобы мы четко и ясно могли знать, что нам планировать: сборы, перелеты, комплектование команды, просмотры игроков.
Ярмолюк: Это проблема. Многие администрации команд до конца не могут понять, на что можно рассчитывать. С другой стороны, мы осознаем, что команду нужно формировать и работать с ней уже сегодня.
Петроченко: В этом году многие игроки пойдут под честное слово Тиваненкова. Когда у руководителя есть договоренности с губернатором, главой города, есть спонсоры, значит, мы вопросы решим.
Гвардис: Женя зацепил другую тему. Осенью, когда подводили итоги, губернатор встал и сказал, что нужно 3-4-е место. Об этом пишут в газетах, и теперь люди ждут результат. Да, Евгений Гарриевич создал со своей командой такой коллектив, что ему верят. Но давайте исходить из того, что 50 процентов команд, поставивших задачи, сформировали бюджеты.
Петроченко: Данные откуда у вас?
Гвардис: Могу назвать команды, которые ставят задачу выхода в премьер-лигу. У них бюджеты не менее 300 миллионов, подтвержденные документами. Не говорю об «Анжи» , у которой 15-20 миллионов долларов бюджет, отдельный разговор. Итак, 7-8 команд, которые определились, это явные претенденты на первые места... Если мы объявили осенью о задаче, а сейчас у нас нет денег, как формировать и готовить команду? Как директор может давать честное слово, если не уверен, что заплатит? На последнем совете директоров прозвучало, что бюджет составит около 100-120 миллионов. Директор ведет переговоры, чтобы снизить заработные платы футболистам с действующими контрактами.
Петроченко: Но и в премьер-лиге ситуация такая же.
Гвардис: Мы сейчас говорим о нашей команде.
Петроченко: Сейчас никто не может сказать, какой будет бюджет. Я вчера с работы ушел без пятнадцати двенадцать. Сидели, считали… Как сократить расходы, чтобы на социальной сфере это не сказалось. 8 тысяч пенсионеров получают в городе пенсию в пределах 3 тысяч рублей. На первое июля прошлого года было 560 безработных при потребности в 10 000 вакансий. На первое января 1 тысяча безработных и 2,5 тысячи «выдавленных» - уволенных без содержания, в отпуске и так далее. И уменьшение в два с половиной раза количества вакансий!
Мне с точки зрения экономики непонятны сборы «Балтики» в конце года в Сочи. И со спортивной стороны непонятно. Сезон заканчивается, часть игроков уходит, а у нас сборы. Я надеюсь, что Тиваненков пришел из бизнеса, что начинал с какого-то своего рубля. И, наверное, ему тяжело было дорасти до большой компании. Поэтому он будет считать деньги и тратить их разумно. Что касается привлечения бизнеса для финансирования команды... В прошлом году, когда я был главой района, вопрос, где взять деньги, не стоял. Проводили совещание с предпринимателями и определяли, кто сколько вносит.
Хребтов: То есть включали административный ресурс.
Петроченко: Да... Когда летом прошлого года мы детей на турнир в Барселону посылали, я обратился на «Автотор», в «КД авиа» и еще в две компании, деньги собрали. Сегодня мы не можем себе это позволить, надо действовать точечно. Есть на примете хороший игрок - решаем вопрос с бизнесом.

Лавируя в регламенте


Тиваненков: На сегодняшний день футбол жестко регламентирован. Ни один другой вид спорта не поставлен в такие рамки. Существуют и контракты, и стратегия каждого клуба. В нашей стратегии построение сильной команды на постоянной основе с перспективой выхода в премьер-лигу. На момент нашего прихода, было три игрока с контрактами, не было тренерского штаба. Сейчас у нас 15 действующих контрактов, и в этих контрактах поэтапно прописано, сколько должен получать футболист. Естественно, поскольку клуб растет и движется вперед, и футболист в своем росте и зарплате должен двигаться. На сегодня с ребятами проведены переговоры не об увеличении, а об уменьшении зарплаты, и пока, кроме двоих, у нас понимание. Второй момент. Существует футбольный рынок, он, как и любой другой, коммерческий. И кризис пока этого рынка не коснулся. Мы говорим, что бюджеты в клубах не подтверждены. Но 90 процентов клубов премьер-лиги уже сказали, что в худшем случае оставят бюджеты прошлого года. Это 40-120 млн долларов на каждый клуб. Сколько игроков надо им просмотреть, столько и просматривают. Мы исходили из того, что тоже будем смотреть игроков в нужном количестве - это по поводу сборов в Сочи, благодаря которым мы сэкономили 4 млн рублей в сегодняшних ценах.
В прошлом году, кстати, собрав команду, мы приступили к тренировочным сборам только в январе. Начали работать на честном слове, так как бюджет еще не поступил, и только на первых сборах начали селекционную работу. А первая игра уже в марте! Я был в шоке. Только в феврале удалось более-менее команду сформировать. В этом году на первых сборах мы взяли 25 человек, пять попали в реестр, а с двумя уже на сборах заключили договоры.
Гвардис: Тогда стоимость этих футболистов была одна, а сейчас она уже существенно выше.
Тиваненков: Тренеры сейчас работают не над количеством, а над качеством. А в том году мы смогли дать качество только к концу первого круга! Наш вид спорта регламентирован еще и тем, что ограничено число легионеров.
Петроченко: А сколько в нашей лиге на игру может быть легионеров?
Тиваненков: Три человека… Сейчас мы пожинаем плоды разрушения советской системы подготовки игроков. У нас нет игроков 88-го, 90-го годов рождения, а это тот резерв, который должен подпитывать команду. Дефицит острейший, молодежная сборная уже сколько лет ничего выиграть не может, премьер-лига страдает, не говоря о нас. Когда есть дефицит, цена падать не будет. Мы понимаем, что долго ситуация не продлится, когда премьер-лига «отвалится», на рынке будет переизбыток футболистов и понижение цен. Но раньше середины февраля этого не произойдет. И тут мы пытаемся лавировать, используя наработки сочинских сборов, ежедневно звоним кандидатам. Мы подготовили 5 вариантов бюджета - исходя из того места, которое заняли в прошлом году, исходя из установки этого года, и на крайний случай - худшие варианты.
Петроченко: Вот что значит человек бизнеса. Антикризисные меры!
Ярмолюк: Так на цифрах надо разговаривать!
Тиваненков: Сразу могу сказать, что первый бюджет, в расчете на 3-4-е место был готов уже к первому ноября. Сейчас он откорректирован. На 1 января были проведены переговоры с 35 спонсорами. В первую очередь пошли по тем людям, кто помогал раньше. Проблема поддержки существует, но основные спонсоры - Олег Павлович Шкиль, Михаил Аронович Цикель, Георгий Валентинович Боос, Иван Сергеевич Беседин, Игорь Анатольевич Орлов - все заключили договоры. Дальше пошли газовщики: «Калининградгазификация», «Союзгазавтоматика». Кто-то начнет с февраля, кто-то согласует с советом директоров в Москве. Но минимальный пакет мы сложили - это 120 млн рублей.
Ярмолюк: Пока работаем по формированию команды, исходя из этого расчета. Если будет подтверждение, будем формировать новый бюджет. Мы люди амбициозные, никто не хочет стоять на месте, но и обманывать людей не хотим. Игроки готовы ехать в «Балтику» - но мы честно говорим, сколько сможем дать. На данный момент набираем хороших средних игроков и прикладываем усилия, чтобы сделать из них хорошую команду.
Петроченко: Мне нравится, что нет разговоров о том, что руководство Балтики с кем-то не рассчиталось. Это дает право честно разговаривать с игроками и делать честные предложения.
Ярмолюк: В прошлом году у Робика Забеляна были проблемы со спиной, мы возили его в Германию, поставили на ноги. В этом году такая же ситуация с Алексеем Ревякиным. Опять же отвезли, сделали операцию. Вот это отношение клуба с игроками. Мы понимаем их проблемы, готовы поддерживать. Это все увидели в конце сезона. Были сложные матчи, с «КАМАЗом», «Витязем», «Анжи», «Спортакадемом», но все играли как одно целое.

Природный талант


Петроченко: Меня , как заместителя главы администрации города, отвечающего за эту сферу, волнует тема детского футбола и детских спортивных школ.
Гвардис: А как нас это волнует! Дело в том, что надо перестраивать полностью всю систему подготовки молодых ребят. У нас есть массовая школа на стадионе «Пионер». Но надо поставить грамотных тренеров, которые умеют доводить любителей до профессионалов в возрасте от 14 до 18 лет. А такого тренера в Калининграде, на мой взгляд, нет. Даже если мальчик от природы футболист, в 16 лет начинается торможение его развития. И как бы тренеры ни отдавали себя ребятам, у них тоже есть определенный уровень - они сами не тренировались у тренеров топ-класса.
Петроченко: Мы, чтобы оптимизировать расходы по двум стадионам, объединили «Красную звезду» и «Пионер» в единое учреждение. Подписали с Санкт-Петербургом, с газовиками, договор о строительстве пяти спортивных площадок, пяти мини-стадионов на территории школ. В каждом районе по одной такой площадке построим - с освещением, с искусственным покрытием и так далее. Стоимость - порядка пяти миллионов рублей.
Я сегодня готовился к совещанию по открытию центра футбола для детской футбольной лиги. Мы прекрасно понимаем, детские спортивные школы - это массовое развитие спорта. Есть единицы, с которыми надо заниматься серьезно, кропотливо подводить к просмотру в команду профессионалов. Денег на это в бюджете не предусмотрено, так как задача школы - образовательный процесс, поэтому мы хотим поучаствовать в кампании, которую проводит Российский футбольный союз. Если нам удастся это решить, будет чуть выше и финансирование. Тогда можно будет по вашей идее всех молодых собрать в команду лидеров.
Главное, что костяк команды уже есть, и понимание того, что нужны свои игроки. Власть понимает, что бюджеты всех уровней должны помогать футболу, что надо привлекать спонсоров. И болельщик за нас. Даже когда «Балтика» проигрывала, ее провожали так, что надо было это видеть!
Гвардис: Наши болельщики достойны смотреть хороший футбол и радоваться - не только за свою команду, но и за ее воспитанников, которые, надеюсь, со временем появятся.
Ярмолюк: Я не думаю, что кризис остановит нас на пути к достижению цели. Мы готовы к любым вариантам сотрудничества. Что бы ни происходило, мы готовы работать.
Хребтов: Представьте себе: встречаются за Суперкубок ЦСКА и «Балтика». Основное время не дает результата. Дополнительное тоже не дает, и пенальти не дает. Все решает жребий. А жребий - он слеп. И кто победит?
Тиваненков: Мы выиграем.