12:17

Олег Болычев- Системе здравоохранения требуется хирургическое вмешательство

  1. Новости

Депутат облдумы, глава Группы "Вестер" Олег Болычев признается: "У меня пять детей, я живу в Калининграде 35 лет и уезжать отсюда никуда не собираюсь. Именно поэтому мне далеко не безразлично, что творится вокруг". Так он объясняет свою непримиримую позицию, которую занял в отношении системы управления Калининградским здравоохранением. По его мнению, эту систему нужно менять самым радикальным образом.

"Врачи берут деньги у врачей"

- Олег Николаевич, почему Вы обратили внимание именно на здравоохранение? В нашей области множество самых разных проблем…

- Когда прошли выборы в областную думу, - а у меня они были вторые за семь лет, - я обратил особое внимание на то, что за эти годы очень серьезно изменилось мнение жителей, избирателей о том, какие проблемы приносят наибольший дискомфорт. На первом месте, по-прежнему, стоят проблемы ЖКХ. Но если на первых выборах далее стояли проблемы правоохранительной системы, то на последних выборах на второе место вышли проблемы здравоохранения. И то - только потому, что с ЖКХ мы сталкиваемся ежедневно, а со здравоохранением –  когда что-то с нами случается. Но с точки зрения важности -  здравоохранение опережает ЖКХ: дырявую трубу можно залатать, а невылеченная болезнь, несвоевременно оказанная медпомощь -  может привести к смерти. Но особенно удивительно, что эти изменения произошли на фоне того, что федеральный центр сейчас выделяет на здравоохранение огромные деньги, измеряемые миллиардами и даже десятками миллиардов рублей. Они выделяются как на строительство больниц и клиник, на ремонт существующих медицинских учреждений, так и на новое современное оборудование. Тогда в чем же проблема? Почему люди жалуются?

Есть еще одна причина - почему я добиваюсь положительных изменений в управлении здравоохранением. Существуют и другие сложные и злободневные вопросы, но по которым депутат не может в реальной жизни помочь людям. Например, некоторые господа говорят, что они будут воевать с коррупцией в правоохранительной системе. Я задаю им вопрос: а как вы будете делать это конкретно? Ведь это - федеральные структуры, на которые депутат областной думы вообще никакого влияния оказать не может. Что же касается здравоохранения, то это прямо противоположная ситуация: на 90% систему здравоохранения составляют именно областные организации, где мы в состоянии  навести порядок. И должны это сделать.

Еще один фундаментальный вопрос – кто для кого: "Учитель - для ученика" или "ученик - для учителя"? Мы платим налоги, нанимаем систему общего образования, чтобы она обучала наших детей, правильно? В здравоохранении - то же самое. Мы, по сути, ее нанимаем. Все мои организации в год платят налогов только по этой линии на 360 млн. рублей. Но наши сотрудники редко когда получают бесплатную медицинскую помощь. Что мы имеем за "свои кровные"? Допустим, человек приходит в больницу. В любой европейской клинике стоит специальный аппарат. Он - совсем недорогой. Нажимаешь на кнопку, выскакивает твой номер и время приема – и ты не ждешь, а идешь на прием в назначенное аппаратом время. Почему у нас этого нет? Это же элементарно. Ответ прост: потому что ведь тогда исчезнет необходимость  больному "Иванову" искать некоего главврача "Петрова", которому надо позвонить за помощью и сказать, что мне надо попасть на прием. И тогда главврач "Петров" подумает, какую "благодарность" он за это получит. И это - система! После этого идут вопросы с палатой, с медикаментами и так далее. Речь идет о том, что элементарного порядка в исполнении прописанных законов и регламентов просто нет. Они повсеместно не выполняются.

Больница – это медицинская услуга. Есть областная и федеральная собственность, которая принадлежит всем нам. А врачи, которые там работают, они наняты нами - гражданским сообществом, они получают там зарплату. Но мы ведь прекрасно знаем, что все услуги по факту сегодня платные. Но даже эту платную услугу непросто получить. Я с иронией выслушиваю, когда мне сами врачи жалуются, что в нынешнее время они впервые столкнулись с ситуацией, когда врачи стали брать деньги у самих врачей. Даже в этом смысле все перевернулось с ног на голову. А ведь в других регионах такого нет.

Три уровня управления

- Задам классический русский вопрос: кто виноват?

- В области есть три уровня управления медициной: министерство, главврачи и заведующие отделениями. Давайте оценим, как работают эти три уровня. Есть некоторые люди - главврачи, которые говорят, что у нас в здравоохранении нет проблем. Наверное, у них со здравоохранением проблем нет. А теперь посмотрим, что говорят простые люди. Не так давно мы объявили "горячую линию" по проблемам здравоохранения и получили 180 звонков за три недели. При этом нашу работу еще и критикуют…

В то же время,  за снятие главврача Татьяны Серых подписались почти 6 тысячи граждан за  те же три  недели.

- Как вас критикуют?

- Некоторые главврачи собирают подписи о том, что депутат Болычев каким-то образом затронул их профессиональную честь, срываются объявления  с информацией  о работе «горячей линии», ищутся поводы для обращения на меня в суд. А министр здравоохранения Владимир Вольф объявил  эту работу вне закона.  Такая вот ситуация.

Особого рассмотрения требует позиция минздрава о том, что им не нужна обратная связь с больными и что "Скорая помощь" является обратной связью. Но, друзья мои, "Скорая помощь" является способом оказания медицинской помощи, а о том, что творится у тебя в подведомственном учреждении – в больнице, - ты можешь узнать только исключительно от больного. Если только захочешь узнать. А отказ министерства в получении этой информации… Это даже нельзя комментировать. В настоящее время "горячая линия" - это реально три человека принимают ежедневно звонки и системно отправляют их в министерство здравоохранения. Слушайте, друзья: это не функция депутата, это функция министерства здравоохранения. Однако Вольф отказался выполнять эту функцию!

- А до открытия "горячей линии" вы обращались к нему с таким предложением?

- Многократно. На социальном комитете ему это говорилось, на Думе - трижды.  Лично - многократно! Ответ  такой: "Нам это не нужно". Кроме того, если кто-то захочет без их желания дозвониться в минздрав, то это практически невозможно. Об этом говорят звонки на нашу "горячую линию". если люди дозваниваются, то им отвечают: "Обращайтесь в местную больницу".

врач (Жданов Анатолий).jpg

На что жалуются калининградцы

- Возвращаясь к "горячей линии". На что жалуются калининградцы?

- За январь поступило более 180 звонков. Есть звонки вопиющие. Например, один человек 2-го и  3-го января лежал в больнице и никто вообще к нему не подходил. Отсутствие элементарной организации при приеме в больницы, многочасовые очереди в поликлиниках и больницах, практически полностью разрушено оказание онкологической помощи в регионе… На сегодняшний день онкобольные находятся в областной больнице в разных отделениях. Любой человек, который в своей жизни столкнулся с онкобольным, невольно становится немножко специалистом в этой области и понимает, что лечение онкобольных - это особая служба, которой должны заниматься специализированные подразделения. Этого у нас нет. Отсутствует первичная диагностика, отсутствует учет больных, отсутствует весь спектр вопросов, связанных с лечением онкобольных. Если ко мне сегодня знакомые обращаются с подобным вопросом, я говорю: ноги в руки и бегом в Минск. Или в Москву. И даю телефоны. Далее. Очень проблемный вопрос - короткий срок действия рецептов на лекарства. Это что - сложно поменять? Он урегулируется приказом министра здравоохранения. Если у человека хроническое заболевание, то лекарство надо постоянно: ну и выпиши на год, а выписывают - на две недели. Это же глупость!

- Вероятно, немало обращений и по проблемам с обеспечением льготными лекарствами?

- Что касается лекарственного обеспечения льготников, то, по моему мнению, это диверсия или полный непрофессионализм, за который люди должны были ответить. В тот самый момент, когда появился один монополист на рынке по поставкам лекарств и полное отсутствие конкуренции. Кому и как это было выгодно - пусть этим  занимаются правоохранительные органы. Этот вопрос достаточно засвечен и без меня.

- И кто довел систему здравоохранения до такого кризиса?

- Это те конкретные люди, которые многие годы и даже десятилетия возглавляют в области крупные больницы и систему здравоохранения. А кто же еще? Слушайте -  мы пережили уже пять губернаторов, четыре мэра... А эти люди продолжают "руководить".  А мы - пациенты - вокруг них - все "дураки" и "ничего не понимаем в здравоохранении". Это уже даже не смешно!!!

Мне ежедневно  приходится сталкиваться с проблемами здравоохранения, потому что у меня работают пять тысяч сотрудников. И практически ежедневно мне звонят, и я узнаю, что тот или иной сотрудник не может попасть к врачу. Вчерашний случай. Звонок на «горячую линию» из Советска. Звонит старший продавец, рассказывает, что ее мама месяц лежала в больнице Советска, врачи не могут поставить диагноз, состояние ухудшается, отправляют на томограф. Платный томограф - запись идет на 8 февраля - это аж через две недели, бесплатный – на март (через два месяца!!!). Для мозга или сердца - две недели без лечения – это смерть. При этом оборудование есть, но оно неэффективно  используется. Либо в ремонте, либо не хватает специалистов для его обслуживания. И это системно.

Еще пример. Когда вы везете ребенка в Детскую областную больницу и сталкиваетесь там со шлагбаумом - это как? Я об этом третий год кричу! Отвечали - это защита от террористов. Я спросил  у специалистов по этим вопросам - ответили: "Полный бред и глупость". У кого-то нога сломана, или ребенок головой ударился. Вопрос срочности оказания медицинской помощи – это вопрос фундаментальный. А люди сталкиваются со шлагбаумом. И люди не знают, как себя вести - они находятся в стрессовом состоянии. Я предложил министру здравоохранения:  давайте возьмем муляж ребенка, сядем в машину и попробуем попасть с этим муляжом в Детскую областную больницу. С августа прошлого года министр Вольф уходит от общения со мной.

Получается так, что нашим имуществом, принадлежащим всем жителям области, кто-то управляет в личных целях. При этом удивительно, но если мы с вами обращаемся в платные клиники, мы получаем вполне адекватную и весьма высокопрофессиональную медицинскую помощь. Они вполне достойно и современно выглядят и работают!  Но ведь там - те же самые врачи работают! Значит проблема - НЕ во врачах!!! А - в организаторах работы медицинских учреждений! Надо понимать - что это  две разные функции.

Про кадры и медицинский факультет

- Еще одна проблема - нехватка кадров. Сами врачи часто жалуются, что работать в Калининграде попросту некому…

- Да, у нас дефицит кадров – педиатров, пульмонологов, эндокринологов, гематологов… У нас нет ни одной медицинской специальности, по которой врачей было бы достаточно. Особенно в сельской местности. При этом, когда мы говорим, что это все-таки услуга, автоматически встает вопрос о конкуренции. А у нас конкуренции между врачами быть не может, потому что самих врачей не хватает катастрофически. Оборудование простаивает, минздрав никаких мер по привлечению новых кадров не предпринимает. Скажу больше. На мой взгляд, идет целенаправленная работа некоторых руководителей здравоохранения на выживание из области сильных врачей. Молодые талантливые заведующие отделениями боятся голову поднять, потому что сразу "секир башка". Хотя в нормальной ситуации министерством здравоохранения должен создаваться кадровый резерв.

- Медицинский факультет в БФУ имени Канта способен как-то выправить кадровую ситуацию?

- Медицинский факультет – это большое благо для Калининградской области. Боосу и Клемешеву за это можно ставить бюсты при жизни. Однако это вопрос стратегический, который даст результат - не сегодня. Для того, чтобы мы стали получать врачей от нашего факультета, должно пройти,  как минимум, лет десять. Это было фундаментальное и правильное решение. Но эти десять лет нам надо прожить. А как? Ведь на сегодняшний день отсутствует региональная целевая программа развития здравоохранения. А она жизненно необходима! И я неоднократно предлагал заняться этим вопросом. В частности, я предлагаю построить жилье для врачей, которые будут сюда приезжать и которых нужно сюда привозить, выделить серьезные деньги в бюджете. Хороший Врач – это ведь "штучный товар". Подготовка  такого врача – минимум  десять лет. И за каждого врача нужно бороться, чтобы он здесь остался. Тогда следует принять программу, при которой сначала будет построено жилье, а через 10 лет жилье станет его собственностью, он потом не уедет. Он прирастет к этой земле. Это одновременно и создание конкурентной среды и решение вопросов по лечению. И такого «кадрового голода»  среди врачей уже не будет.

Сейчас же у нас вообще отсутствует очередь медработников на получение жилья. Отсутствует конкурсное назначение главврачей и завотделением больниц. Этой системы нет. Нет системного обучения молодых специалистов в ординатуре. Вопиющая ситуация: приезжают уважаемые доктора наук, профессора в университет, берут студентов, идут в медицинские учреждения и говорят: "Вот то, что вы видите, - так делать нельзя. Это все делается неправильно". И главврачи после этого теперь отказываются принимать группы из университета для обучения. Это в какие ворота лезет?

- Деньги есть у области на строительство жилья для врачей?

- По моим расчетам, на это требуется максимум 500 млн. рублей на 150-200 квартир. Для областного бюджета это небольшая сумма.

- Вы этот вопрос официально выносили?

- Конечно. Спасает ситуацию приход уважаемого Алексея Силанова, который все абсолютно адекватно воспринимает и уже начинает принимать управленческие решения. Наша задача сейчас – помочь Силанову. Губернатор также правильно понимает ситуацию и  пытается принимать определенные решения, но настолько сильно противодействие закостенелой прослойки медицинских управленцев, что это дело движется  тяжело.

"Врачи разберутся"

- Вольф –  новый министр. И вообще у нас на посту министра здравоохранения люди долго не засиживаются. Как вы это объясняете?

- Очень тяжелая должность. А по поводу - не засиживаются - это неправильная формулировка. Губернатор Цуканов пытается  исправить ситуацию.  Ищет людей. Министра вообще, а тем более,  - здравоохранения - найти очень трудно!  Расстрельная должность. Ведь главное - наладить систему и осуществлять контроль. Даже при Клюйковой, которую много критиковали,  был какой-то контроль. Министр здравоохранения, в первую очередь, должен быть управленцем, но с глубокими знаниями в области медицины. Он ради дела не должен бояться испортить отношения с кем бы то ни было! Тем более с главврачами. Исправляй ситуацию, а не можешь -  меняй главврачей или сам уходи.  

- Вы не боитесь своими нынешними действиями настроить против себя профессиональное медицинское сообщество?

- Это так пытаются сделать некоторые главврачи, цепляющиеся за свои места. Но  не признавать сегодняшние проблемы в здравоохранении может только совершенный слепец, или полностью  не адекватные люди. Непризнание руководящим составом государственных лечебных учреждений неудовлетворительного состояния вверенных им учреждений - это самое неприятное, что есть в нынешней ситуации.  

Вопиюще выглядит в глазах людей тот факт, что государственное имущество - больницы и оборудование фактически повсеместно превратилось в средство получения дохода управляющих этим имуществом руководителей. Подавляющее большинство самих врачей и медработников прекрасно понимают: без революционных кадровых и программных изменений ничего в положительную сторону не изменится.  Я получаю ежедневно множество  поддерживающих звонков от врачей, завотделениями больниц, медсестер.  Я уверен: губернатор и Силанов в кратчайшие сроки будут менять ситуацию в здравоохранении. Я ведь не самостоятельно действую: социальный комитет Думы, большинство депутатов  полностью поддерживают меня.

- Здесь, как вы прекрасно понимаете, присутствует этический момент. А имеем ли мы право вмешиваться в вопросы медицины? Мы, фактически люди со стороны?

- Действительно, утверждается, что "это - дело медицинского сообщества, чего вы сюда лезете". Такая проблема есть во всем мире - врачебное сообщество весьма закрыто! Но преподносить дело так: "не лезьте в наши профессиональные дела, вы в этом ничего не смыслите", - это глубочайшая ошибка и крайне вредная позиция. На сегодняшний день в том состоянии, в котором находится наше здравоохранения, без вмешательства гражданского сообщества всех уровней вопрос не будет решен. Потому что болезнь настолько серьезная, что требуется хирургическое вмешательство. По сравнению с другими регионами мы выглядим крайне плачевно. И наши жители едут лечиться в Литву, Германию, Польшу. И увозят туда очень серьезные деньги. А это уже экономическая диверсия, друзья мои. И это уже в ведении - даже не полиции.

Обращаю внимание - ведь в ведомственных больницах и поликлиниках ситуация кардинально другая, их работу  можно оценить на твердую "четверку". А претензии ко мне - это глупость просто. Ведь депутат - он на то и депутат, чтобы все эти вопросы вскрывать и отстаивать интересы  избирателей. Меня поддерживают тысячи, десятки тысяч людей!

- Подводя итог нашего разговора, хочется спросить: что конкретно вы бы поменяли в системе здравоохранения?

- Перечислю по пунктам:

1. Получение ежедневно министром здравоохранения обратной связи от населения.

2. Разработка и принятие региональной целевой программы развития здравоохранения по отраслям медицины.

3. Привлечение лучших специалистов из России, обеспечение их служебным жильем. Для этого  - принять специальный областной закон.

4. Обеспечение конкуренции, организация процедуры конкурсного назначения главврачей и заведующих отделениями. Ротация руководства пяти ведущих областных больниц.

5. Срочное обеспечение врачей и медработников социальными гарантиями, жильем, детскими садами. Срочная организация очереди медработников на получение жилья. Достойная денежная мотивация медработников.

6. Организация системного обучения молодых специалистов в ординатуре с гарантированным возвращением в регион.

7. Создание областной службы онкологии. Немедленная организация онкобольницы.  

8. Создание "Центра медицинских технологий" с отделениями нейрохирургии, ортопедии, травматологии, гематологии. По аналогии с кардиологическим центром.

 9. Организация работы  Общественного совета по здравоохранению при губернаторе области.

10. Элементарно организовать работу так, чтобы в кратчайшие сроки добиться ликвидации очередей в поликлиниках. Вспомним ситуацию на границах два года назад: сумел же наш новый командующий погранвойск в кратчайшие сроки навести здесь порядок. Теперь мы наконец-то опять стали гордиться нашими "погранцами".

11. Поменять отношение в больницах к старикам и инвалидам в сторону элементарной человечности

И это далеко не все. Это самое срочное, что требуется сделать уже в этом году! Необходимо поддержать губернатора Цуканова и вице-губернатора Силанова в их работе в этом направлении.