11:11

Ребёнок боится зубного врача. Лечить под наркозом?

  1. Новости

В редакцию "ВТ" обратилась мама девочки, страдающей аутизмом. Лиза не разговаривает, не идёт на контакт. Когда у неё заболел зуб, бедняжку пришлось лечить под общим наркозом в детской областной больнице, куда приезжают со своим оборудованием детские стоматологи. Обнаружив во рту дочери очередное "дупло", мама разволновалась: не дай бог, зуб заболит: договориться о бесплатном лечении под общим наркозом не так-то просто. "А ведь раньше такие услуги оказывали в детской стоматологии на Буткова", – говорит мама Лизы, Татьяна.

Я тоже столкнулась с подобной проблемой: сын и дочь категорически отказывались лечить зубы, поход к врачу заканчивался истерикой. Пришлось идти "под общий наркоз" в частную клинику. Несмотря на то, что лечение стоит больших денег, очереди пришлось ждать около месяца, настолько много желающих.

Так хорошо это или плохо – лечить зубы под общим наркозом? И что делать, если другого выхода нет? За ответами я отправилась к главному врачу городской детской стоматологической клиники Ирине Корбут.

– Ирина Владимировна, почему в вашей клинике не оказывают такую услугу?

– У нас была лицензия на оказание стоматологической помощи детям под общим наркозом. Пять лет назад анестезиолог, которая всю жизнь проработала в нашей поликлинике, ушла на пенсию. Я начала поиски другого доктора. Обращалась в облздравотдел, горздравотдел, обзвонила практически всех анестезиологов – никто не согласился. Как они сказали: мы слишком уважаем свою профессию для того, чтобы работать за такие копейки.

– А какова потребность в такого рода услуге?

– Очень маленькая. Хорошо, если был один пациент в день: плановая санация или неотложная помощь детям-инвалидам и капризулям-"отказчикам". Но сейчас стало больше детей с тяжелыми врождёнными заболеваниями, детей-инвалидов. Для того, чтобы лечить таких пациентов – как, впрочем, и любых других – недостаточно врача-анестезиолога и детского стоматолога. Должна быть анестезиологическая бригада. В амбулаторных условиях лечение под общим наркозом чревато нехорошими последствиями.

– Почему же родители настаивают на таких операциях?

– В первую очередь потому, что это экономит их время: таковы результаты анкетирования мам, которое мы проводили. Приводя к нам ребёнка 4-5 лет, мамы спрашивают: "А можно побольше зубиков вылечить?" И я всегда отвечаю: "А вы себе бы хотели лечить сразу 2-3 зуба? Пожалейте своих детей".

Ни одно стоматологическое заболевание не оправдывает общий наркоз, в любом возрасте. Мы не сможем заглянуть внутрь организма и понять, как прореагировали сосуды головного мозга, сердце. Поэтому я против общего наркоза. Я за стоматологическую грамотность нашего населения, особенно родителей. Практика показывает: начинать лечение детей надо именно с мам и пап. Больше года назад мы взяли в штат поликлиники психолога. Опыт такой работы есть только в двух российских городах – Воронеже и Калининграде.

Психолог Оксана Ивановна Коновалова работала у нас медсестрой, затем ассистентом, и вот сейчас заканчивает институт имени Бехтерева по специальности "медицинская психология". Кабинет психологической помощи работает у нас второй год, результаты очень обнадёживающие. 65% детей не просто соглашаются идти к врачу – легко переносят полную санацию полости рта. Остальные 35% взяты на диспансерный учет, с ними постоянно работает психолог.

– Если всё-таки ребёнку требуется стоматологическая помощь под общим наркозом, как быть?

– Обращаться к нам, к заведующей отделением, начмеду. Мы связываемся с детской областной больницей, подростков санируют в отделении челюстно-лицевой хирургии взрослой областной больницы. Станислав Мальцев, главный врач ДОБ, обещал, что при открытии нового корпуса на базе бывшей медсанчасти при стационаре будет организован стоматологический кабинет. Появится гарантия безопасности ребёнка. Потому что общий наркоз, ещё раз повторю, – это риск.

– Когда вы говорите о стоматологической грамотности населения, что имеете в виду?

– Моей внучке 15 лет, её зубами мы стали заниматься ещё до зачатия. Мама придерживалась определённой диеты и режима питания. В 15 лет у неё нет ни одной пломбы, и ни одной пломбы не было в молочных зубах. И это при не очень хорошей наследственности и любви к сладкому. Я наблюдала 15 таких детей – "опытную группу", как я их называю.

У соседки родился внук, они ко мне обратились в 9 месяцев. А я говорю: "Надо было прийти ещё раньше, когда появился первый зуб". Я бы показала, как его чистить, какой пастой пользоваться. Профилактикой надо заниматься в более раннем возрасте.

Существует "прививка против кариеса". На зубах есть бороздки, в них – незрелая эмаль. Эти фиссуры надо "запечатать", залить светополимерным материалом, тогда созревание эмали будет происходить под защитой

Вместо того, чтобы рекламировать реставрацию зубов, каждому стоматологу хорошо бы взять под патронат по 15 детей прямо из роддома и заниматься профилактикой зубных болезней, как это делают в Дании, Швеции. Там с самого рождения ребенок находится под пристальным вниманием врача–стоматолога.

В своё время в Калининграде была городская программа развития детской стоматологии. А что теперь творится? В городе всего 22 стационарных стоматологических школьных кабинетов и один – в детском саду. Охват детей плановой стоматологической санацией составляет 28%. Повысить этот процент возможно с помощью передвижного стоматологического кабинета, который стоит 3,5 млн рублей. Я этим вопросом занимаюсь много лет, пока безрезультатно.

Я заканчивала Каунасский мединститут, там о профилактике говорили ещё в советские времена, и у меня с тех пор видение стоматологии немножечко другое. "Латать дыры", ставить пломбы – "самые дорогие", как просят родители, – не самоцель в детской стоматологии. Но нет ничего вечного, пломба всё равно выпадет, и зуб будет разрушаться. Поэтому я настаиваю на том, что главное – это профилактика. У нас есть кабинет гигиены с уникальнейшим оборудованием, которого нет ни в одной стоматологической фирме города, а в детской стоматологии – ни у кого в России. Когда нам выделили деньги, передо мной вопрос встал: приобрести два стоматологических оборудования либо аппарат "Хиолозон", обеззараживающий поверхность зуба при помощи озона. Непростое было решение, зато теперь не могу нарадоваться. Великолепнейшие результаты! В кабинете гигиены совершенно бесплатно принимают детей до 18 лет. Приходите!

"ВТ" организует "прямую линию" с главврачом городской детской стоматологической поликлиники Ириной Владимировной Корбут. Она ответит на ваши вопросы 7 июня, с 14.00 до 15.00 по телефону 310-228.

"Не кричи!" – неправильная команда

Психолог Оксана Коновалова рассказывает, что есть несколько причин, по которым дети боятся лечить зубы:

– Вообще-то, они боятся не этого. Для них очень травматичен момент неизвестности. Это первая причина страха. Наши занятия помогают его исключить. Если ребенку всё объяснить и показать, он совершенно по-другому начинает реагировать на доктора.

Во-вторых, иногда родители слишком опекают ребёнка. Не сомневайтесь: в этом случае он будет вести себя у стоматолога неадекватно. Исключите гиперопеку, и ребёнок изменит своё поведение.

Третий момент – психологическая несовместимость, когда ребенок не реагирует на врача.

Сейчас много 6-летних детей, которые ни разу не были у стоматолога. Если они в первый раз испытают боль, сложится стойкое убеждение, что лечить зубы опасно. Моя задача – дать ребёнку и родителям знания, чтобы на их базе появились новые убеждения: лечить зубы и безопасно, и необходимо.

Каждый человек боится. Мы должны дать ребёнку чёткие позитивные команды в соответствие с его возрастом. Если четырехлётнему малышу сказать "Не кричи!", он услышит "Кричи не". Это команда его сбивает с толку. Поэтому говорим так: "Сидеть на приёме нужно спокойно, тихо, помогать врачу".

Общий наркоз не решает проблему убеждения, мотивации и ответственности за свою полость рта. Вы можете поставить себе "золотые" пломбы, но если не будете три раза в день чистить зубы, то вам они не помогут. Если вы относитесь к своим зубам ответственно, то и ребёнок будет вести себя так же.