12:17

Какие буквы не выговаривают калининградцы: советы логопеда

  1. Новости

Когда стоит начинать волноваться и бить тревогу? И в каких случаях надо вести ребенка к логопеду? Как отразится неправильная речь на жизни уже взрослого человека? Рассказывает учитель -логопед высшей категории Ольга Бирюкова-Щакалис.

Куда делись "Р"и "Л"

- Проблемы с речью у ребенка могут быть разными и проявляться в нарушении произношения, темпа и плавности речи, грамматического строя речи, бедности словарного запаса.

Родители начинают бить тревогу, если сами замечают "что-то не то". Например, их, волнует, что их трехлетний ребенок еще не говорит. Хотя уже должен изъясняться простыми предложениями. Так же родителей беспокоит, когда дети не произносят отдельные звуки, например, "р" и "л".

Причины таких проблем могут быть разными. Есть такое понятие, как возрастное косноязычие - это период, который длится до пяти лет, и во время которого ребенок действительно не правильно произносит звуки "р", "л", или заменяет их звуками более легкими по произношению, например: лука или юка (рука), заменяют свистящие и шипящие звуки губно-зубными: собака - фабака, и т.д. Если звуки отсутствуют в речи ребенка после пяти лет, или он продолжает говорить неправильно, необходимо обращаться к специалистам.

При возрастном косноязычии и нормальном психическом развитии ребенка, и при отсутствии патологии речевого аппарата звуки исправить можно. Для этого необходимо посещать логопеда и выполнять все его рекомендации.

Откуда берется "каша во рту"

Но вместе с возрастным косноязычием ребенку может быть поставлен серьезный логопедический диагноз "дизартрия". Это нарушение произносительной стороны речи из-за поражения центральной нервной системы.

Причины - проблемы во время беременности и родов у мамы, например, из-за вирусных инфекций, токсикоза, патологии плаценты, затяжные или стремительные роды, обвитие плода пуповиной, гипоксия. Или ребенок в раннем возрасте перенес инфекционные заболевания мозга , например, менингит, менингоэнцефалит и др. Это все выясняет невропатолог, с которого и начинается лечение по исправлению речи при диагнозе "дизартрия".

Кстати, ее признаки таковы: речь может быть нечеткой, смазанной, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий, ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным, язык при разговоре вялый, может находиться между губами, артикуляция нечеткая. Такое произношение остается, если его не корректировать, на всю жизнь.

Вспомните, нам нередко в обычной жизни приходится общаться с людьми, про которых мы говорим – "каша во рту", "шепелявит". Такой дефект речи сегодня встречается у многих калининградцев. Потому что ни родители , ни педагоги не обратили внимание на проблему, когда человек был еще ребенком.

Кстати, дефекты речи могут передаваться по наследству от родителей или быть подражанием тем же родителям. Но это не значит, что ими не стоит заниматься.

Заикание: виновата нервная система

Еще одна распространенная проблема речи - заикание или логоневроз. Это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются как бы вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Первые признаки: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить какое-то время, после чего вновь начинает общаться, но уже, заикаясь, употребляет перед отдельными словами лишние звуки "а", "и", повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы, останавливается в середине слова, фразы, испытывает явные затруднения перед началом речи.

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы для заикания могут быть различными. Например, инфекционные заболевания, когда организм ослаблен. Или из-за стресса, испуга. К заиканию может привести смена обстановки в семье - развод родителей, режима - поход в детсад и т.д. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: "расскажи", "повтори", часто заставляют говорить напоказ.

Конечно, заикание требует лечения. Но оно может вернуться в любом возрасте даже после лечения в результате любого стресса – это зависит от особенностей нервной системы человека.

Не отмахивайтесь от проблемы

Невнятная речь может помешать обучению, препятствовать карьерному росту и даже наложить негативный отпечаток на личную жизнь. Именно по этой причине логопеды советуют исправлять речь ребенка начиная с года, до начала обучения в школе. Во - первых потому что ребенку тяжело будет вписаться в коллектив, над ним могут подсмеиваться одноклассники. А также потому, что ребенку будет трудно учиться, пострадает обучение грамоте, так как будет сложно распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения чтению.

Ошибки родителей

Родители совершенно забывают, что ребенок учится языку постепенно. И ему очень сложно осваивать язык. Вспомните, например, как мы себя чувствуем после изучения курса какого-нибудь иностранного языка, столкнувшись с теми, кто говорит на этом языке с детства. Нам всегда кажется, будто они произносят слова слишком быстро, а сами мы от этого словно утрачиваем даже те знания, какие были у нас. Примерно то же самое происходит и с детьми, разве что им еще труднее, поскольку у них вообще нет никакого словарного запаса, на который можно было бы опереться. Вообще родители мало обращают на это внимание, пока дети маленькие, а потом начинают говорить с детьми слишком быстро. Или же все время назойливо поправляют их, или же, теряя терпение, заканчивают за ребенка начатую фразу.

А все это лишь тормозит развитие речи у ребенка. Нетрудно понять также, что никак нельзя ожидать от малыша, чтобы он говорил так же быстро, как мы. Мы ведь не рассчитываем, что он может ходить так же быстро, как мы, так же ловко ловить мяч, так же легко одеваться и раздеваться. Иными словами, это мы должны приспосабливаться к нему, а не он к нам. Поэтому:

- Больше говорите, общайтесь с ребенком. Ему недостаточно просто слышать звуки радио, телевизора, магнитофона, которые часто включают взрослые из-за отсутствия времени. Необходимо, прежде всего, прямое общение. Вы должны говорить с ребенком, обращаться к нему, просить выполнить те или иные действия не стоя или сидя к нему спиной, из соседней комнаты, а находясь перед ним. Ребенок должен видеть ваши глаза, артикуляцию губ, когда вы произносите слова.

- Не заставляйте ребенка говорить, как вам кажется, "правильно". То произношение звуков, которое вы считаете правильным, ему не понятно или не по силам. Разучивайте како- то звук в форме игры, не акцентируя внимания на нем. Например, выберите картинки с предметами, игрушки, в названии которых есть этот звук, разыграйте сценку, проговаривая название предмета. Главное, никакого насилия, типа "скажи", "повтори" и т.д. Этим вы ничего не добьетесь. А вот замкнуться ребенок может.

- Не нужно идти на поводу у ребенка, когда он отказывается выражать словами свое желание, например, указывает пальцем на книжку, тем самым давая понять, что хочет ее заполучить. "Книжка?" - говорите вы за него, и сами отдаете ему предмет. Подойдите и спросите: "Ты хочешь книжку?", скажите за него "Дай книжку". Возьмите ее в руки и скажите – "На книжку". Больше не надо никаких слов. Вы сказали за ребенка и за себя. Со временем ему захочется говорить самому.

А как у взрослых

Самые распространенные нарушения речи, которые встречаются у взрослых калининградцев– это межзубное произношение - язык высунут между зубами, боковое произношение - "хлюпание". Все это проявления дизартрии. Еще для речи современного взрослого человека характерны, запинки в речи - "заикание", неверное произношение отдельных звуков - правда это может зависеть и от национальности говорящего человека.

Но взрослые с годами учатся маскировать проявления заикания. Например, перед тем, как начать говорить или между словами, произносят "ээээээ", "аааа", "мммм". А еще при этом некоторые похлопывают рукой по столу, стучат или качают ногой, подмаргивают.

Современные специалисты берутся исправлять речь и у взрослых людей. Тем, кому это нужно в силу профессии, или для того, чтобы чувствовать себя комфортно в коллективах, в обществе.

Из-за чего может быть нарушена речь

- задержка речевого развития,

- задержка психоречевого развития

- неправильный прикус

- укороченная подъязычная связка – уздечка.

- нарушение слуха.