22:11

От винта!

  1. Новости

Игорь Коваленко уже через полтора месяца учебы смог выполнить «петлю Нестерова» и довольно уверенно чувствовал себя в воздухе:
- В первый раз приехал в клуб просто покататься. Полетали на Як-18,  но этого показалось мало. Тогда сел на Як-52, и пилот проделал все фигуры высшего пилотажа. С тех пор я заболел небом. Начал учиться, не пропускал ни одного занятия. Странно, всю жизнь меня укачивало в самолете, а когда оказался за штурвалом - все прошло. Только радость, даже перегрузок никогда не чувствовал! Родные, конечно, боятся, но для меня теперь это увлечение на всю жизнь. С парашютом прыгал один раз, больше почему-то не захотелось. Верно говорят, что парашютный спорт не для летчиков.
Про то, как стать пилотом, нам рассказал Владимир Соломатин, начальник аэроклуба в поселке Борское:
- Не скрою, это спорт для состоятельных людей. Времена ДОСААФ, где летчиков готовили бесплатно, к сожалению, прошли. Час занятий в воздухе обойдется в 6200 рублей, теоретическая подготовка стоит 10 000 рублей. Чтобы летать самому, без инструктора, нужно отзаниматься хотя бы 20 часов. Самый младший ученик в клубе - 19-летний юноша, а недавно приехал преподаватель БГА, которому уже лет за 60. Мечта, говорит, у меня с детства - летать, хочу исполнить, пока не поздно.
Конечно, оказавшись впервые в кабине пилота, многие теряются. Самолет не автомобиль, где движение возможно только в одной плоскости. Да и остановится, чтобы подумать, невозможно. 
- Иногда ученики начинают сильно волноваться и полностью теряют ориентацию, - говорит Соломатин. - Берешь человека за руку, успокаиваешь. Первый страх быстро проходит. В воздухе обязательно отрабатываем нештатные ситуации. Будущий пилот должен как Отче наш знать, что делать при отказе двигателя или связи.
В клуб принимают всех желающих, кроме людей с совсем плохим зрением: их не пропустит медкомиссия. Остаться на земле придется и тем, кто перенес черепно-мозговые травмы, - иначе есть шанс упасть в обморок прямо за штурвалом.  А вот тошнота совсем не помеха - есть масса упражнений, позволяющих развить вестибулярный аппарат.
Когда вы получили заветную «корочку», летать придется в том же клубе. Конечно, если вы не мультимиллионер и не можете позволить себе купить самолет. Но можно с тем же пилотским удостоверением ездить в другие города или за границу. К нам, например, иногда приезжают полетать из Москвы, Питера, Литвы, Польши.
Чтобы не потерять навыки, надо летать хотя бы раз в месяц. Если раньше обледенение взлетной полосы было непоправимой бедой, то сейчас полосу чистят - летать можно и в холода.

Понарошку

Если занятия в аэроклубе для вас слишком дороги, а посидеть за штурвалом очень хочется, то можно  ограничиться реалистичными симуляторами полета.
Таких программ существует несколько, все они работают примерно одинаково. На мониторе компьютера вы видите модель самолета, которая реагирует на ваши команды. Некоторые симуляторы выпускаются с пультами управления. Можно выбрать любую модель из предлагаемых системой, создать новую или изобразить свою собственную. В большинстве программ предусмотрены также варианты полетов на вертолетах.
Вы можете выбрать место полета, ландшафт, погодные условия, направление ветра, восходящие и нисходящие воздушные потоки.

Наиболее известные симуляторы:

Виктория Дзирланк, фото автора