15:31

И-о- представителя МИД в Калининграде- Делайте продукцию дешевой- и никто не поедет в Польшу

  1. Новости

И.о. представителя МИД РФ в Калининграде Павел Мамонтов дал интервью Юрию Хребтову в программе "Бизнес-завтрак" на "Business FM – Калининград". Мамонтов рассказал слушателям об итогах местного приграничного передвижения, о целях выезда россиян в Польшу, а также почему Литва не хочет открывать границы для калининградцев.

– Ваш предшественник, Сергей Викторович Безбережьев, был широко известен калининградскому истеблишменту. Вы в этой ипостаси человек новый для Калининграда. Будьте добры, несколько слов вашей биографии для ваших слушателей.

– Моя биография, в общем-то, несложная. Сразу скажу, что большая часть моей предыдущей жизни была связана с Калининградом. Я учился здесь в военно-морском училище, которое закончил в 1979 году. После этого почти 25 лет служил в советском, потом в российском военно-морском флоте. После окончания службы перешел на работу в правительство Калининградской области, тогда это была администрация, где работал в управлении по международным связям. В связи со сложившейся в те годы практикой привлечения на работу в МИД сотрудников региональных администраций, я был приглашен в посольство России в Копенгагене, где с удовольствием проработал почти пять лет. После этого моя жизнь была связана с МИДом. Я работал больше года в посольстве России на Сейшельских островах и одновременно мне удалось поработать там в недавно созданном под эгидой ООН международном антипиратском центре, который находился в городе Виктория. Это была очень интересная работа, связанная с борьбой с пиратством, сотрудничеством со многими странами, в том числе с нашими военно-морскими силами, которые патрулировали в ту пору зону северо-западной части индийского океана – район Сомали.

После этого мне была предложена работа в Калининграде, на что я с огромным удовольствием согласился. Я знаю этот город, знаю здешних людей, и у меня самые лучшие впечатления и воспоминания о моей прежней жизни в Калининграде. Таким образом я попал на эту работу.

– В дипломатии, наверное, как нигде, важна точность формулировок, ясность мыслей, чтобы не допустить двоякого толкования. И для начала я хочу сказать, что "малого приграничного движения" нет, а есть "местное приграничное передвижение". 27 июля исполняется год, как это все действует. У вас недавно состоялись российско-польские консультации по итогам этого передвижения. Расскажите о цифрах, статистике.

– На сегодняшний день генконсульство Польши выдало более 80 тысяч разрешений на местное приграничное передвижение, а наше консульство в Гданьске – более 30 тысяч. По данным пограничной службы сегодня почти миллион граждан с российской и польской стороны воспользовались возможностью пересечения границы по этими документами. Из них около 120 тысяч – это граждане РФ, а более 750 тысяч – граждане республики Польша.

С начала введения этого режима основная масса польских граждан, к большому сожалению, перемещались в Калининград для того, чтобы купить и продать в Польше бензин. Поэтому были достаточно серьезные очереди, некие инциденты с участием и российских и польских граждан, связанные с местом в очереди на границе. Соотношение въезжающих со стороны Польши и наших было примерно 10:1. Поляки приезжали на территорию Калининграда на 2-3 часа, заправляли машины бензином, а потом выезжали с целью перепродажи. Польское законодательство и шенгенское соглашение о границах не запрещает такого рода переезды и провод подакцизных товаров.

Однако главная проблема в том, что польские "бензовозы", как их называют в обиходе, этот бензин пытаются перепродавать, что является нарушением внутреннего польского законодательства. Польские политики всячески борются с такими людьми.

Российские граждане же ездят в Польшу за продуктами питания. Нет спора, что они дешевле в Польше и, наверное, качественнее. В этой связи местные предприниматели и производители продуктов возмущались, что при открытии границы, сбиваются цены на продукты в Калининграде. Но, по моему мнению, есть один короткий ответ на эти претензии: делайте такую же продукцию качественной и дешевой, и никто не поедет в Польшу, а все будут покупать у вас.

Сейчас тенденция поменялась. С начала мая польские власти ужесточили правило провоза бензина внутрь своей территории, ограничивая это проездом в течение месяца. Но сейчас премьер-министр Польши Дональд Туск своим решением отменил все эти жесткие правила, установленные Ольштынской торговой палатой, которая выполняет таможенные функции. Сейчас все возвращается на круги своя. То есть поляку можно в течение месяца пересекать границу семь раз. Польская полиция и приграничная служба говорят о том, что они будут контролировать каждого польского водителя, которого они будут подозревать в незаконном ввозе и продаже в Польше бензина. И будут работать с каждым индивидуально.

Что касается российской составляющей, она растет в последнее время. Потому что нашим гражданам понравилось покупать дешево продукты. Другая половина россиян едут отдыхать в выходные дни на польское побережье в районе Гданьска, Гдыни, Сопота, либо в Варминско-Мазурское воеводство, где хорошо развит сельский туризм. Там можно хорошо отдохнуть, половить рыбу, посмотреть достопримечательности, комфортно разместиться в небольших гостиницах с хорошим питанием и хорошим сервисом.

– История местных приграничных передвижений известна давно. В 1974 году нечто подобное было между ФРГ и ГДР. Украина является абсолютным лидером по числу приграничных передвижений. У нее такие соглашения с Венгрией, со Словакией, с Польшей. Я даже узнал, что у Белоруссии с Латвией и Литвой имеются такие соглашения. Тут мы опять отстаем. Скажите, а почему с Литвой нам ничего подобного не сделать?

У нас есть пожелание переместить российско-польский опыт на российско-литовскую границу. Дело в том, что Литва – государство маленькое. В прошлом году они говорили, что согласны открыть приграничное передвижение с Калининградской областью, но с шенгенским условием: чтобы россияне смогли посещать территорию Литвы, ограниченную 50 км от границы при условии, что литовцы будут посещать всю территорию Калининградской области. Мы посчитали, что такое деление несколько неравноценное.

Сейчас литовцы заняли уже другую позицию: "Нет, мы не будем заниматься приграничным передвижением, потому что Литва заинтересована в скорейшем продвижении России в отношении ЕС к безвизовому режиму". Я полагаю, что эта позиция, прикрывающая истинные намерения. Литва, по большому счету, наверное, боится угрозы своей коммерции, торговли в приграничных территориях. Литовцы давно ввели ограничения по провозу бензина в свою страну. Оно работает и действует. У них сейчас нет такой схемы как в Польше по перевозке и продаже в Литве российского бензина.

– Не создается ли у вас впечатления, что это предприниматели в топливной сфере пролоббировали местное приграничное передвижение с Польшей?

Я не думаю. На самом деле решение принималось на межгосударственном уровне. Не думаю, что какие-то бизнес-компании в этом участвовали даже косвенно. Потому что идея была гораздо более ранняя. Это был шаг и пример для развития отношении ЕС с Россией в плане продвижения дорожной карты без виз. Я думаю, что со временем эти проблемы, связанные с провозом бензина, утрясутся и потихоньку сойдут на нет. Не нужно этого бояться.