16:39

В драмтеатре показали спектакль "Рассказ о счастливой Москве"

  1. Новости
Режиссёр Миндаусгас Карбаускис о своих спектаклях говорить не любит. Его фраза "Своим спектаклем я всё сказал" уже стало крылатой. Однако в спектакле "Рассказ о счастливой Москве" Карбаускис словно вступает со зрителями в диалог. Немногословный режиссёр оказывается прекрасным рассказчиком.
 
Постановка по неоконченному роману Андрея Платонова "Счастливая Москва", рассказывает о девушке по имени Москва Честнова (Ирина Пегова), которая выросла в приюте. Двухчасовой спектакль разделён на две части, но не антрактом, а сменой главных героев. Вот главная героиня – Москва, вокруг которой вращается ветер, люди, мир, а вот на сцене главенствует инженер Сарториус (Иван Шибанов).
 
Литературные критики часто называют роман Платонова самым экзистенциальным произведением. Но вынужденное существование чуждо Москве – она по-настоящему живёт, любит мир, ветер, небо, людей и саму любовь. Ирина Пегова сыграла Москву бесконечно счастливую, радостную, живую. На фоне потертого серого гардероба, стоящего на сцене, и десятков серых пальто, Москва в своей ярко-красной одежде сразу бросается в глаза.
 
На протяжении спектакля герои ведут рассказ так, будто по очереди читают книгу. Каждый артист подхватывает слова из уст одного героя и передаёт другому – это именно рассказ о счастливой Москве.
 
Но Карбаускис тонко дал зрителям понять, что не так счастлива Москва, как выглядит. Честнова словно находится за кулисами своей жизни: она счастлива, когда кто-то счастлив, она несчастна, когда кто-то несчастен. Москва не рвётся работать на заводах во благо страны, она, в отличие от влюблённого в неё Божко, не рассказывает иностранцам о том, как прекрасно жить в Советах, - она рвётся к людям и рассказывает им о том, как прекрасно жить.
 
Ирина Пегова - как раз та женщина, которую описывал Платонов: чуть полная, пышущая здоровьем и силой, зажигающая людей своим звонким и сильным голосом. До определённого момента кажется, что она – единственная женщина на сцене, пока взгляд случайно не падает на девушку в гардеробе – скромную, тихую, серую Лизу (Яна Сексте) в сером же пальто.
 
Во второй части спектакля главным героем становится влюблённый в Москву гений и инженер Сарториус. И там, где нет Честновой, нет счастья. Сарториус меняет имя и работу и попадает в ряды тех, кто трудится во благо родины. Здесь сцену и зрительный зал обволакивает атмосферой близящегося несчастья, и вот становится известным, что одиннадцатилетний сын рабочего застрелился, после того как отец ушёл из дома…
 
Ближе к концу спектакля Москва снова появляется на сцене. Точнее, появляется Пегова, а вот самой пышущей счастьем девушки уже нет. Одноногая, живущая в зловонной комнате с грязным стариком, Честнова становится тем, что видит – несчастьем, грязью, злобой. Уже не верится, что Пегова час назад вдохновляла, звала, смеялась...
 
Конец спектакля Карбаускис оставил оборванным, как Платонов – свой роман. Герои просто вышли из гардероба и отправились куда-то дальше. Видимо, в жизнь. Кто знает, что их ждёт…