18:01

В Калининграде прошёл спектакль Сергея Юрского "Полёты с ангелом. Шагал"

  1. Новости
В спектакле "Полёты с ангелом. Шагал" гениальный Сергей Юрский сыграл и девятилетнего мальчика, и глубокого старика.
 
"И люди уменьшаются в размере по мере удаления от нас"... Это спектакль не о великом художнике, а об обычном человеке. Марк Шагал, проживший 98 лет, кому-то казался сумасшедшим, кому-то - гением. "Полёты с ангелом" - это череда еврейских анекдотов, главный герой которых - Шагал, немного несуразный и смешной. Описывая свою работу ретушистом в фотоателье, он говорит "Вы потеряли глаз? Мы вам его найдём!" Иногда допускает просторечное: "Я испугался и убёг", чем приводит в ужас свою жену, воспитанную в интеллигентной еврейской семье.
 
Спектакль построен из разрозненных воспоминаний  художника. В одном из интервью Юрский говорит, что сыграл в спектакле девять ролей Шагала - от девятилетнего мальчика до 98-летнего старца. Будучи мужчиной средних лет, Шагал не понимает, чего от него хотят, когда во времена революции ему поручают заниматься массовым искусством, и к большому празднику украшает город зелёными коровами и летающими рыбами.
 
Драматизм на протяжении спектакля вносит жена великого художника Белла, которую играет Анна Гарнова. Зрителям кажется, что она олицетворяет смену времён и порядков: вот молодая, влюблённая Белла полна беззаботности, вот Белла-мать в отчаянии от того, что нечем кормить ребёнка… Образ Беллы выводит зрителей из одного времени и пространства в другое: вот она говорит мужу, что нужно уезжать из России, вот указывает на "коричневого паука" на входной двери - свастику.
 
Белла в спектакле – единственная женщина, ради которой Шагал готов спуститься с небесной лестницы на землю: ни революции, ни война, ни комиссар, ни мать не могут кинуть мост между его миром и суровой реальностью XX века. Неслучайно роль Ангела, с которым Шагал ведёт диалог, также исполняет Анна Гарнова. Для художника это будто "Белла наоборот", которая также может соединить два мира, в одном из которых он живёт, а в другом вынужден жить.
 
Лишним доказательством того, что спектакль "Полёты с ангелом. Шагал" всё же спектакль в первую очередь о человеке, служит воображаемая сцена в Лувре. Экскурсовод ведет посетителей в зал Шагала, описывая его избитыми фразами "Родился... Жил... Любил... Творил... Страдал... И умер". Юрский, бодро шагающий в толпе туристов, после этих слов задумчиво отстаёт от толпы и остаётся на сцене под медленно гаснущим софитом.
 
В начале спектакля Юрский в образе девятилетнего мальчика, рассказывал о лестнице, которая ведёт на небеса. Заканчивается спектакль образом смерти, когда 98-летний Шагал вместе с Ангелом поднимается по лестнице, олицетворяющей ту самую, Небесную. В действительности Шагал тоже в каком-то смысле ушел из жизни в отрыве от земли, - смерть настигла его, когда он поднимался в лифте в свою мастерскую. В постановке Юрского зритель в этот момент переживает не грусть, а радость за художника: вот он наконец-то оторвался от земли, улетел, "убёг".