08:43

Хождение по наукам: чем на самом деле занимаются ученые

  1. Новости

Мы поговорили с пятью молодыми учеными из разных областей знания и попытались понять, чем же они на самом деле занимаются.


Иван Мершиев, 27 лет
Инженер лаборатории ядерного магнитного резонанса БФУ им. И. Канта

Я поступил в аспирантуру сразу после университета. Не потому, что мечтал заниматься наукой, просто думал, что моего образования еще недостаточно, чтобы стать серьезным специалистом. Но вместо научной деятельности я пошел работать на полный день в компанию, где не было вообще никакой физики, абсолютно не по специальности. Так я провел год, пока не обнаружил, что меня это дико не удовлетворяет. Тогда я понял, что единственное, к чему я подхожу, – это физика. Я вернулся в университет, и какое-то время был предоставлен сам себе: читал много литературы по специальности и всячески восстанавливал квалификацию.

Сейчас я работаю в лаборатории ядерного магнитного резонанса или магнитно-резонансных методов исследования вещества. Что мы здесь делаем? Если описать физический принцип, то выглядит это примерно так: в очень сильном магнитном поле исследуются переходы между энергетическими уровнями молекул. Таким образом, мы можем определять структуру всяких сложных веществ и их физические свойства. Например, если кто-то что-то синтезировал, он может принести это к нам, и мы расскажем, то ли оно на самом деле, чем кажется. Например, приходят к нам химики и говорят: "Мы синтезировали 40 разновидностей лекарств от рака, помогите нам разобраться". И мы разбираемся: определяем соотношение изомеров или уточняем структуру. Подобными методами можно исследовать что угодно: нефть, полупроводники, старые картины, строительные материалы, еду. Но в лаборатории мы занимаемся не только измерениями: постоянно приходится что-то паять, решать квантово-механические уравнения, что-то моделировать.

Почему молодые люди идут в науку? Образовалась некая критическая масса, появилась материальная база, и многие научные вещи сейчас стало гораздо проще делать.  На самом деле, мы еще не используем те ресурсы, которые у нас есть, на все 100 процентов. Но, чтобы заниматься наукой, нужно непрерывно повышать квалификацию, и если ты ученый – для тебя это естественный процесс. В дальнейшем я бы хотел заняться приборостроением: мы собираемся сделать свой компактный спектрометр, который мог бы работать с небольшими датчиками.

Павел Ложкин, 27 лет
Главный инженер лаборатории интеллектуальной роботетхники БФУ им. И. Канта 

Еще будучи студентами, мы образовали команду одногруппников  во главе с руководителем Олегом Владимировичем Толстелем (кандидат технических наук, доцент), которая начала работать в сторону робототехники. Мы выступали на конференциях, закладывали фундамент будущим исследованиям, всячески развивались в этом направлении. Тогда у нас был проект - робот на колесах "домохозяйка".

Позднее, будучи аспирантами БФУ им. И. Канта, мы узнали о существовании антропоморфного робота российского производства АР-600. Тогда мы обратились с просьбой к университету выделить нам деньги на этот проект. Идея была одобрена, и мы получили финансирование на покупку лаборатории со всем необходимым оборудованием – сам робот АР-600, пандус, ступеньки для ходьбы, стенд мехатроника, лазерные дальномеры, камеры и многое другое необходимая для проведения исследований. 

Лаборатория интеллектуальной робототехникики БФУ им И.Канта была создана 6 месяцев назад. Сейчас в нашей команде работает 4 человека и руководитель, и у каждого своя задача и зона ответственности: техническое зрение робота, манипуляции с предметами, система управления высокого уровня, динамическая стабилизация при хождении и манипуляции с предметами, симуляция робота в операционной среде.  Грубо говоря, наш робот сейчас практически ничего не умеет, и наша задача состоит в том, чтобы он обрел необходимые навыки. У нас есть некое техническое задание, по которому через год после начала работы лаборатории мы должны предоставить результаты нашей деятельности: робот должен сам сходить в деканат, попросить ручку, взять ее и вернуться обратно в лабораторию. Естественно, это лишь промежуточная точка исследования, и мы на этом не собираемся останавливаться.

Сейчас любое научение робота – это не просто игры взрослых ученых только ради демонстрации того, как они могут оживить кусок железа. В перспективе задача стоит куда более серьезная – робот должен уметь функционировать в зонах, опасных для человека. Например, космос или зараженные радиацией зоны. Мону Лизу он нам, конечно, не нарисует, но что-то просверлить или заменить необходимые компоненты – это легко.

Еще одно направление, над которым мы работаем, – создание робототехнической кафедры, как, например, в МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Константин Лемишевский, 29 лет
Младший научный сотрудник Института Канта БФУ им.И. Канта

В БФУ им. И. Канта есть такое структурное подразделение, которое называется Институт Канта. Мы занимаемся философским наследием Канта, изучаем восприятие его философии в различных культурах, исследуем, как можно применить кантовские идеи для решения современных проблем. Причем проблем не только в философии, но и глобальных, стоящих перед обществом. Наш институт — исследовательский и ориентирован на проектную деятельность. Как работает наш институт? Мы подаем заявки в научные фонды на реализацию какого-нибудь проекта. Это может быть исследовательский проект, издание монографии, научный перевод или, например, проведение конференции. Если проект поддерживают, мы получаем грант.

Например, сейчас мы делаем сайт, который посвящен Канту. Он рассчитан не только на ученых, специалистов в области философии Канта, но также он будет интересен всем, кто интересуется жизнью и творчеством Канта, историей Кенигсберга. Еще один масштабный проект, который мы сейчас готовим, – большая международная конференция «XI Кантовские чтения», которая состоится 21 апреля 2014 года. Это день рождения Канта, и событие приурочено к его 290-летнему юбилею. Финансирование из фондов – сегодня это главный источник доходов ученого. Соответственно, чем большее количество проектов ведешь, тем больше зарабатываешь. Работа по проектам, особенно по исследовательским, безумно интересна, но очень стрессовая. Это мозговые штурмы, дискуссии с коллегами, научный азарт, и конечно же, дедлайны. Очень мало остается свободного времени, а я еще к тому же работаю над своей диссертацией - по логике Канта. Поэтому сейчас я не преподаю, а очень хотелось бы. Я рад, что когда-то поступил на кафедру философии в наш университет. Не только из-за того, что занимаюсь сейчас интересным делом, но и потому, что философия учит по особому относиться к миру и к самому себе, видеть то, что за очевидным всегда скрывается неочевидное. Это навыки рефлексии, критического мышления. Мало быть просто умным, важно иметь мужество пользоваться своим умом, принимать свои решения и нести за них ответственность. Это главное, что дали мне философия и мои учителя.

Михаил Загирняк, 27 лет
Ассистент кафедры философии БФУ им. И. Канта 

В свое время я поступил одновременно на несколько специальностей, поэтому передо мной стоял серьезный выбор. Я посоветовался с разными людьми, и все как один советовали мне пойти учиться на факультет философии. Тогда я подумал: "Это должно быть интересно, почему бы и нет". Не сказать, что это был спонтанный выбор, нет, философия меня всегда интересовала, но присутствовал страх, что в итоге моему образованию не найдется прикладного аспекта.

После окончания университета останавливаться не хотелось: если есть возможность достичь максимума, почему не использовать ее?  Тем более что педагогическое образование дает возможность преподавать. Таким образом, и мои взгляды, и взгляды моих преподавателей совпали с тем, что мне хотелось бы исследовать в философии – я защитил диссертацию и получил степень кандидата наук. Моя следующая цель – доктор наук.

Сейчас я работаю ассистентом кафедры философии. Веду лекционные занятия по разным философским дисциплинам, как в рамках специальности, так и как общий предмет для нефилософских дисциплин. Если я чувствую, что студент хочет учиться и ему интересен мой предмет, я всегда дам ему возможность развиваться, а если я понимаю, что ни желания, ни таланта у человека нет, то я не буду слишком многого требовать, но минимальную планку, соответствующую ГОСТу, он держать обязан.

Меня интересует русская философия, философия права, неокантианство – философия ценностей. Все эти направления переплетаются в один феномен. В русской философии существует проблема: многие имена подверглись забвению в советское время. Даже если и возникал интерес к подобной теме, то это быстро пресекалось, люди боялись лишний раз демонстрировать свою жажду знания. Но с конца 90-х все неожиданно вспомнили, что были такие мыслители, как Гессен, Лапшин. И началось переиздание их работ.

В дальнейшем мне бы хотелось заняться популяризацией философии на журналистском уровне. Ведь если в книге или статье нет философии, то зачем она вообще нужна? Так что в свободное время я еще пишу сказки, мистические истории и социальную фантастику.

Счастлив, что живу в городе И. Канта, работаю в БФУ им. И. Канта и занимаюсь философией И. Канта.

Александр Матюха, 24 года
Заведующий лабораторией кафедры агропочвоведения и агроэкологии КГТУ

Я учился на факультете биоресурсов и природопользования. Честно говоря, первый год вообще не понимал, зачем я здесь. В школе и не подозревал, что свяжусь с биологией, химией и экологией. Окончил университет и год работал не по специальности. В какой-то момент у меня случился глубокий личный кризис - то, чем занимался, меня совершенно не устраивало, и я решил, что необходимо что-то менять. Мои преподаватели рекомендовали мне пойти в аспирантуру. Наука казалась мне романтикой – экспедиции, исследования. В итоге я принял решение - поступаю. Так я оказался в аспирантуре.

Сейчас занимаюсь исследованием парковых и лесопарковых экосистем. Моя задача состоит в том, чтобы понять, что растет, где растет и в каких условиях, а после выдать рекомендации, что сажать и где сажать, какие мероприятия по улучшению почвы необходимо произвести и пр. Важно определить взаимосвязи между живой и неживой природой, чтобы понять процессы, происходящие в экосистеме. Потому что дела у нас обстоят не очень хорошо, и только в последние несколько лет мы подходим к решению этих проблем.

В дальнейшем я бы хотел заняться проблемой города и в плане микроклимата. Если описать вкратце: деревья не только способствуют снижению пылевого и шумового загрязнения, но также создают благоприятный микроклимат, укрывая постройки от ветра и снижая мощность турбулентных потоков. Правильная посадка по отношению к солнцу позволяет летом затенить, а зимой открыть для солнца фасады и стены домов. В общем, деревья - наши хорошие друзья.

Взять, к примеру, Европу: там к паркам относятся особенно. Все понимают, что парки важны и нужны, что без них "все пропало", что кажущаяся туманная перспектива, рассчитанная на 20 лет, в итоге – работает. А в России как? Необходимо, чтобы результаты были здесь и сейчас. А так, к сожалению, не получится.