Афиша
Автор: Екатерина Медведева
16.10.2017
15:49

"Красивый зал и долгое эхо": в Калининграде выступили знаменитый джазовый оркестр и участница проекта "Голос"

С 14 октября по 8 ноября в Калининграде проходит 14-й международный фестиваль "Джаз в филармонии". Открывал мероприятие Государственный оркестр джазовой музыки имени О. Лундстрема под руководством Бориса Фрумкина. В качестве вокалисток выступили две российские звезды — Анна Бутурлина и Мари Карне. Клопс.Ru накануне концерта поговорил с маэстро и певицами о джазе и не только.

 

Борис Фрумкин
российский музыкант-аранжировщик, пианист, дирижёр, композитор, руководитель ансамбля, актёр, народный артист РФ


О своей сюите "Двенадцать месяцев", которую оркестр исполнил на концерте в Калининграде

"Все музыкальные и творческие идеи рождаются спонтанно, можно сказать — случайно. Потом воплощение занимает очень большое время. Так и получилось у меня: я написал пьесу, которая явно относилась к февралю: там считывалась метель. Потом появилась ещё одна пьеса. И тогда я задумался над идеей создать "Двенадцать месяцев" — название из нашей любимой детской сказки, которую я обожал. Вся эта работа заняла целый год — в программе пятнадцать пьес. Премьера состоялась в апреле этого года в Москве и прошла с большим успехом".

Об интернациональности джаза

"Джаз — абсолютно интернациональная музыка. Да, иногда спекуляция на народной музыке бывает: находится одна какая-то русская интонация — и называют это русским джазом; где-то появляется румынская интонация — и сразу говорят, что это румынский джаз. На самом деле джаз американский — это все знают прекрасно. Может быть, это не очень патриотично, но тем не менее это так. Конечно же, мы вносим что-то своё: тут и менталитет играет роль, и музыкальная школа.

Были такие композиции, которые строились на русской мелодике, на русских песнях. В 1968 году на фестивале мы играли сюиту "Былины старинные", которая была построена на русской тематике. Но примерно через пять минут это всё равно превращалось в квартет Чарльза Ллойда: тематика была одна, а воплощение другое. Поэтому я не очень верю в национальную часть. Всё равно джаз весь похож на американский".

О классическом джазе и современных направлениях

"Я не очень приемлю определение "классический джаз". Что это такое? Это мейнстрим, это основное течение. Там присутствует ясная ритмика, ясная мелодия и понятная гармония. Всё остальное — это уже нечто другое. Мейнстрим нравится всем, потому что он демократичен и понятен. Под него двигаются ноги, потому что освобождается голова. Там нет очень сильных и глубоких идей, зато он приятен для жизни.

Фьюжн — вообще нечто другое. Мне кажется, что фьюжн себя немножко изжил в 70–80-е годы. Если говорить об этноджазе, это как раз тот вариант, когда джаз приобретает какой-то национальный характер, поэтому я уже и джазом это назвать не могу. У джаза очень яркая стилистика, и всякие уходы в сторону — это уже не джаз. Это концерты современной музыки, в которой использовали какие-то джазовые фрагменты. Поскольку джаз — это престижно и модно, все как-то примеряют на себя эту одежду. У нас начали делить на джаз эйдж, джаз лаунж… Всё это враньё. Либо джаз, либо не джаз!"

О росте популярности джаза среди молодёжи

"Наши гастроли по стране выявляют значительно повысившийся интерес молодёжи к джазу. Почему? Если вы посмотрите первый канал, второй, третий, то к 27-му поймёте, что там всё одно и то же: одни и те же артисты, только в разных платьях. Сегодня они пришли в гости на день рождения к этому, завтра они пришли в гости на праздник к другому. Сколько можно? Молодёжь это не в состоянии воспринимать. А рок-музыка и джаз — это то, что появляется сегодня, сейчас, при тебе, при прямом контакте. Здесь нет обмана".

О зале филармонии

"В филармонии очень красивый зал, и когда выступаешь здесь, то чувствуешь себя на каком-то другом уровне. Но когда дело доходит до музыки, то он создаёт большие проблемы. Здесь длинная реверберация. Слышите, какое долгое эхо? Мы всегда, когда в такие залы приезжаем, ждём, чтобы народ пришёл и уселся по местам — люди "поглощают" звук".


Мари Карне
певица, участница телепроекта "Голос"


О джазовом оркестре им. О. Лундстрема

"Я очень счастливый человек и музыкант, потому что моё творческое становление произошло под надзором людей, которые сейчас выходят на сцену в составе оркестра им. Олега Лундстрема. Я начинала работать с оркестром, когда мне было пятнадцать лет. Проехала с ним примерно всю страну. Я считаю, что это огромная честь для молодого исполнителя — просто стоять на сцене с легендарным коллективом, у которого мировое имя и признание".

Об участии в проекте "Голос"

"Я всю жизнь пою абсолютно разную музыку и всегда считаю, что любая хорошая музыка имеет место быть. Пусть это джаз, пусть это эстрада, пусть это рок — не важно. Я всегда за качество. Проект "Голос" — это интереснейшее путешествие в моей музыкальной жизни. Я участвовала в самом первом проекте, и всё было в новинку — это ведь какой-то такой прорыв, когда молодые исполнители действительно начинают петь вживую. Не стоит забывать всё же, что это шоу.

Участие в проектах не самое главное. Самое главное, это когда на концерт артиста приходят зрители. Телевидение — это замечательно. Голубой экран всегда всех манит и озаряет светом. Но главное — это творчество, это музыка, это любовь к сцене".

Об африканских корнях и русской словесности

"Я плод любви русской женщины и прекрасного африканского мужчины. Музыкой я занимаюсь с раннего детства. Пела я очень много советского материала, русскоязычных композиций. Переход к современной, джазовой музыке произошёл позже. Возможно, даже уже в процессе работы с оркестром. Начинали мы с композиций испаноязычных, французских, которые до сих пор мы с большим удовольствием исполняем на концертах.

Те люди, которые меня хорошо знают и как человека, и как музыканта, говорят про меня: "Чёрная девушка с русской душой". Поэтому, возможно, какие-то тембровые качества у меня всё-таки от африканской моей части, а отношение к слову — это российское влияние".

 

Анна Бутурлина
джазовая певица, актриса мюзиклов, озвучивавшая диснеевские мультфильмы "Царевна и лягушка" и "Холодное сердце"


О концертах в Калининграде

"Я в Калининграде второй раз и оба раза приезжала сюда с оркестром. Очень рада представить новый репертуар. Уверена, что удивим мы местную публику в любом случае: своей музыкой, своей искренностью и вообще всем, что мы делаем на сцене. Тем более в такой сложной акустике мы будем стараться втрое больше. Мы в прошлый раз зал церковный победили, и в этот раз тоже это сделаем непременно".

Об озвучке мультфильмов

"По голосу дети меня не узнают. Даже моя маленькая дочка, когда мы смотрели "Принцессу и лягушку", где я озвучивала Тиану, меня не узнала. У детей совершенно по-другому устроен мозг. Они видят персонаж в целом. Они не разделяют голос и образ — это для них едино. Даже мои взрослые коллеги и друзья меня не узнают по голосу. Мне ещё говорят: "А спойте, а то мы не верим, что это вы". Вот так каждый раз и доказываю. Но это очень интересно. Это дало мне новые впечатления от актёрской работы. В джазе этого нет".

Об интеллектуальности джаза

"У меня с оркестром им. О. Лундстрема связаны многие годы творчества. Я ещё юной и неопытной исполнительницей выходила на сцену эпизодически с этим оркестром и очень гордилась, что мне доверяют быть солисткой. Я всегда занималась джазом. Поэтому мои эстрадные опыты, которые сейчас присутствуют в моей жизни, — это только дополнение.

Джаз — это музыка, которая сложна во многих отношениях. Там есть над чем поломать голову. Очень важен интеллектуальный компонент в музыке, и джаз отвечает этим требованиям. Помимо того что он красивый и там сложные ритм и гармония, надо ещё и думать, когда его исполняешь — это очень важно. В отличие от более простой музыки, здесь есть где развиваться. Мне это интересно".