11:59

Кастрюля как символ будущего: в Художественной галерее открылась выставка современного искусства

  1. Новости
"Future Perfect" - загадочное название выставки, открывшейся в Художественной галерее. Спектр у 16 экспозиций современных немецких художников весьма разнообразен: инсталляции и видеоинсталляции, традиционная живопись и настенная графика. Но не бойтесь таких мудреных слов, - на самом деле они ничего такого страшного не обозначают.
 
Для наших сограждан, напуганных буйством российских художников, то пляшущих на амвоне, то засовывающих курицу в срамное место, то рисующих мужской орган на мосту, слова «современное искусство» вызывают, как правило, отторжение. А вот немцы из Штутгарта, которые привезли выставку, сформированную Институтом связей с зарубежными странами, показали, что оно, современное искусство, совсем не страшное, а даже очень-очень интересное. Особенно, если в голове у художников есть идеи, а не только желание эпатировать всех вокруг.
 
16 немецких художников преподносят зрителю самые разные способы иллюстрации будущего.
 
Символ искусства
 
Вот, например, Антье Маевски в своей работе "Приношение" ("Donation") рассказывает историю о том, как в будущем мог выглядеть акт дарения искусства. При этом искусство представляет собой некий условный плод, который рассматривает группа людей. Этот плод является символом искусства, которое может передаваться людьми друг другу в любых местах земли. Рядом с большим холстом, на котором изображено это действо, находится стеклянный куб с неким плодом, а рядом, на мольберте, представлен и его нарисованный срез.
 
 
В одном рюкзаке
 
Далее мое внимание привлекли кучки связанных вещей, которые вначале я приняла за выставленный мусор. Кастрюльки, сковородки, ложки-вилки, разделочные доски, баночки со специями, тарелки, оказались произведением художника Назан Тура и на самом деле были рюкзаком или заплечным мешком со всем необходимым для открытия, например, уличного кафе. Рядом были выставлена связка микрофон + динамик + провода + раскладная трибунка и при желании это можно распаковать и выступить с речью в каком угодно месте.
 
Кстати, эти инсталляции Тура можно попытаться применить прямо на выставке. Как именно, демонстрируется с помощью стоящего рядом телевизора. Когда инсталляции были показаны в Белграде, жители пользовались этими "заплечными мешками" так, как и предлагал художник. Получается, что идея будущего для Назана Тура — это мобильность и как можно более компактное использование самых обычных вещей.
 
 
Что символизируют раскладушки?
 
Рядом с работами Тура выставлены странные инсталляции Йоргаса Сапоунтзиса, которые я, признаться, сначала приняла за куски сломанных раскладушек. Признаюсь, что смысл загадочного будущего, которое демонстрировали эти конструкции из ткани и алюминиевых  палочек, для меня оказался непостижим. Простите. Но я думаю, что вы сами сможете разобраться,  прочитав все в раздаточном материале. Его можно бесплатно взять и изучить, осматривая экспонаты.
 
 
Кусочек свободы
 
Интересной мне показалась работа художника Дан Во, который изготавливает из меди различные детали статуи Свободы в натуральную величину. Он размышляет о свободе, как о понятии. Что является свободой, какой она будет для каждого в будущем? По  выставленной медной детали невозможно представить саму скульптуру. Можно только догадываться, что свобода - это великая вещь.
 
Характерно, что эта деталь изготовлена во Вьетнаме, откуда родом художник, и выставляется различных учреждениях в качестве предмета интерьера. Интересно, размышляют ли сотрудники этих учреждений о том символическом кусочке свободы, который они видят перед собой?
 
Как сказали кураторы выставки, Филип Циглер и Ангелика Штепкен, идея появилась три года назад, когда их пригласил поработать Институт связей с зарубежными странами. Выставка впервые была показана во Франкфурте, затем в Варшаве и вот теперь приехала в Калининград. Дальше она отправится в Бразилию и далее по миру.  "Месседж" немецких художников о будущем нельзя свести к одному знаменателю: оно, будущее, кому-то покажется тревожным, кому-то оптимистичным. Тут главное в другом: представленные идеи будущего — это как своеобразные фьючерсы, ведь время Future Perfect обозначает действие, которое закончится до определенного момента или начала другого действия в будущем.
 
И еще один важный момент. Как считают кураторы (и я полностью разделяю их мнение), на выставках современного искусства зрителя нельзя оставлять без подробных комментариев об идеях и принципах, по которым сформирована экспозиция. Ведь многие, не видя привычных пейзажей-портретов-натюрмортов, чувствуют себя не в своей тарелке. На это я могу сказать одно: есть песни Стаса Михайлова, понятные всем, а есть, скажем, симфонии Хиндемита, которые вряд ли можно воспринять, случайно попав в филармонию. Современное искусство (я имею в виду качественное, а отнюдь не творчество российских эпатажных эпигонов), - это классная вещь, заставляющая ваши мозги работать и размышлять над многими, вроде бы обыденными вещами.
 
Вырваться из обыденности, отвлечься повседневной рутины, разъедающей мозг, увидеть и почувствовать другой  образ мышления и самим поразмышлять об идее будущего, - такая возможность, поверьте, предоставляется в нашем городе отнюдь не каждый день. Поэтому сходить на выставку мирового уровня - долг каждого настоящего (и культурного) калининградца.