12:37

В Калининграде на избитого в участке таксиста завели уголовное дело

  1. Новости

В полицейский участок № 3 на ул. Нахимова 32-летний Дмитрий Меньшагин был доставлен вечером 28 января. По его словам, на своем автомобиле он припарковался на одной из улиц в районе Захаровского рынка. В этот момент подъехала машина ДПС.

– Из машины вышел молодой человек в «гражданке», подошел ко мне, мельком показал удостоверение – я даже не успел прочесть ни имени, ни фамилии, ни звания, – рассказывает Дмитрий Меньшагин. – Он сказал, что надо проехать в отделение полиции, причину не озвучил. Я законопослушный гражданин, никаких правонарушений не совершал, бояться мне нечего. Правда, отказался ехать на патрульной машине, опасаясь подстав. Молодой человек сел ко мне, и мы поехали.

«Стой, чмо, я еще не закончил»

По словам Дмитрия, его провели в один из кабинетов. В помещении уже находилось четверо молодых людей. Он запомнил, как их зовут – друг к другу они обращались по именам. Стали задавать вопросы, был ли Меньшагин в такое-то время в таком-то месте, привозил таких-то туда-то.

– У меня зазвонил телефон, полицейские потребовали, чтобы я его отдал. Когда отказался, меня повалили на пол, надели наручники на руки и на ноги, скрепили их в позу «ласточка» и стали бить, – продолжает Дмитрий. – Один пинал по лицу, сзади тоже наносили удары. Потом кто-то попытался стянуть с меня штаны. Я заорал что было сил. Они отступили. Потом подняли, поставили лицом к шкафу. Один из них стал бить по почкам, по пояснице, потом развернул, ударил коленом в солнечное сплетение со словами: «Стой, чмо, я еще не закончил». Когда он перестал, меня снова повернули лицом к шкафу, так я стоял где-то час. Затем в кабинет зашел какой-то человек, обратился к полицейским: «Рапорт пишите».

Как рассказывает Дмитрий, он видел, как один из оперативников что-то писал, впоследствии остальные подписали бумагу. Наручники с Дмитрия сняли. Затем трое полицейских (как позже выяснилось, это были сотрудники уголовного розыска) вышли, в кабинете остался только один. Мобильник Меньшагина лежал на столе. Он сумел стащить телефон и успел скинуть своим друзьям СМС: «…меня бьют, мне нужна помощь». Те за считанные минуты нашли адвоката и с ним приехали в отдел полиции.

– В отделе меня более получаса не пускали к подзащитному, – говорит адвокат Анна Кавалерова, – а когда я все же добилась встречи, увидела на его лице следы побоев и зафиксировала их на фотоаппарат. Поскольку Дмитрию было плохо, прямо в участок вызвала «скорую» и полицию. Прибывший по вызову сотрудник правоохранительных органов, выслушав мои пояснения, предложил написать заявление, что и было сделано. Дмитрия увезла бригада «скорой помощи» в БСМП с подозрением на черепно-мозговую травму.

В отделении нейрохирургии Дмитрий пролежал неделю. Как следует из медицинской карты, ему поставили клинический диагноз «закрытая черепно-мозговая травма. Сотрясение головного мозга. Ушибы, кровоподтеки мягких тканей головы, туловища, запястий. Травматический разрыв барабанной перепонки слева».

Никто не отрицает, что была потасовка

Журналист «СК» направил запрос руководителю опера-тивно-розыскной части собственной безопасности регионального УМВД. Андрей Бикеев ответил: «В ходе проверки сотрудниками ОРЧ СБ факт причинения Меньшагину телесных повреждений нашел свое подтверждение». Материалы проверки для принятия процессуального решения были направлены в Центральный отдел регионального следственного комитета. В следственном комитете пояснили, что проверка по факту продолжается, процессуальное решение пока не принято. А вот в отношении Меньшагина уголовное дело возбудили - по ч. 1 ст. 318 УК РФ «Применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти».

– В отдел полиции поступило заявление от гражданина, который сообщил, что у него из квартиры украден ноутбук, – сказал начальник городского УМВД Юрий Куртев. – В ходе оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что к преступлению причастна девушка, которую привез к дому потерпевшего именно Меньшагин. Это и стало причиной вызова его в полицию. В отдел он поехал добровольно, но когда оперуполномоченный брал с него пояснение, Меньшагин накинулся на него. Он первым нанес удары, его поведение было совершенно непонятно, никто из сотрудников не ожидал от него такой агрессии. И никто не отрицает, что была потасовка. К нему применили физическую силу, но наши сотрудники вынуждены были обезопасить нападающего. Оперуполномоченный на «скорой» также был отправлен в больницу. У него в результате нанесенных Меньшагиным ударов имелась закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб мягкой ткани нижней челюсти. По этому факту кроме проверки следственного комитета была еще и служебная, которая подтвердила: противозаконных действий наши сотрудники не совершали. Двое сотрудников были привлечены к дисциплинарной ответственности по этому эпизоду, но за нарушение наших внутренних приказов.

Пострадавший оперуполномоченный – молодой паренек, недавно окончил институт, в органах на хорошем счету. Он был госпитализирован в Калининградскую областную больницу. И вот что интересно – травмы у него аналогичны травмам Меньшагина. Судмедэксперт дает обоим заключение о легком вреде здоровья, только Дмитрию теперь грозит до пяти лет тюрьмы. Правда обвинение Меньшагину пока не предъявлено.

Дано распоряжение «брать жестко»

Дмитрий Меньшагин – не первый, кто «грешит» на полицию. Наша газета рассказывала историю еще одного калининградца, который утверждал, что его ни за что задержали и избили в участке. В октябре 2011 года в фирму Александра Пышкина (он занимается продажей автозапчастей) нагрянули с проверкой полицейские. Предпринимателя скрутили, погрузили в машину, доставили в полицию, где, по словам мужчины, били, требуя признаться в заказном убийстве. Отпустили спустя 8 часов. Как пояснил предшественник нынешнего начальника городского УМВД Сергей Захаров, поводом для задержания Пышкина стало анонимное сообщение, что на территории фирмы находятся краденые автокузова. Данные не подтвердились. При чем тут заказное убийство – история тогда умолчала.По факту региональный следственный комитет возбудил уголовное дело. Под статьей оказался замначальника отдела полиции №1 Калининграда. 34-летнему подполковнику* вменяли превышение должностных полномочий с применением насилия (ст. 286 УК РФ). По одной из версий (на тот момент), подозреваемый незаконно дал указание о задержании предпринимателя, в отделе полиции человека безосновательно держали несколько часов, по указанию подозреваемого к нему применяли физическую силу. С тех пор прошел год. Как сообщил сам потерпевший, в марте уголовное дело было прекращено.

– Свое решение следствие сформулировало так – не собрана достаточная доказательная база, что именно подполковник наносил удары Пышкину, значит, в его действиях отсутствует состав преступления, – говорит адвокат потерпевшего Владимир Конин. – При этом мы полагаем, что следствие не дало правовой оценки действиям остальных сотрудников полиции. На очной ставке мы узнали, что они получили от подполковника распоряжение «брать жестко»: якобы Пышкин – особо опасный преступник, вооружен, владеет приемами рукопашного боя, носит при себе гранату и возглавляет одну из группировок. Вот они и брали жестко. Но затем в отношении Александра выносят отказ в возбуждении уголовного дела, никаких преступлений он не совершал! Получается, что задержание и лишение свободы было незаконным. И кто теперь компенсирует нарушенные права человека и интересы, закрепленные в Конституции России, например, право на свободу и личную неприкосновенность? Тем не менее, следствие игнорирует собранные по делу доказательства, продолжает считать, что применение силы к Пышкину являлось обоснованным и носило ограниченный и краткосрочный характер, то есть сбили с ног, надели наручники. А откуда у него многочисленные ушибы и ссадины? Кто за это ответит?

От детектора лжи отказались

Адвокат ходатайствовал о проведении полиграфической экспертизы, но, по его словам, все фигуранты дела отказались.

– Подполковник заявил, что не против детектора лжи, но не знает, как это повлияет на его здоровье, другой сказал, что такая проверка вызовет у него большой стресс, – продолжает Владимир Конин. – Спрашивается, а как же можно работать в полиции с таким стрессоне-устойчивым организмом?..

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела Пышкин обжалует. Кроме того, он обратился к президенту РФ.

– Я написал Владимиру Путину письмо, в котором задаю лишь один вопрос – действительно ли в Калининградской области сотрудники полиции являются неприкасаемыми по отношению к закону? – делится Александр. – Нарушены мои права на доступ к правосудию, и я настаиваю, чтобы судебное разбирательство состоялось. Если я не прав, пусть суд оправдает сотрудников полиции.

* Фамилию подполковника мы не называем, т. к. на сегодня он не имеет статуса обвиняемого.

Советует юрист

Как грамотно вести себя с полицией

Консультирует юрист Андрей Касаткин:

  • – При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения (ст. 5 Закона РФ «О полиции»).
  • При задержании не стоит вести себя дерзко, вызывающе, провоцировать конфликт. Исключение составляют ситуации, когда действия представителей правоохранительных органов явно, на ваш взгляд, незаконны. В этом случае, наоборот, постарайтесь привлечь внимание к себе как можно большего количества людей. Если сотрудники полиции заведомо действуют незаконно, они постараются не развивать конфликт.
  • В ходе задержания не оскорбляйте (административное правонарушение – штраф до 1 000 руб., арест до 15 суток) и не оказывайте сопротивление сотруднику полиции (это преступление – лишение свободы до 5 лет). При этом помните, что наказание в отношении вас может последовать только за неповиновение законным требованиям сотрудника полиции.
  • Задержание по подозрению в совершении преступления не может длиться более 48 часов, за административное правонарушение – более трех часов.
  • Вы вправе требовать присутствия адвоката уже с момента фактического задержания (как только ограничили вашу свободу, остановив на улице, надев наручники, принудительно посадив в служебный автомобиль и т. д.), а не с момента доставления в отдел полиции и водворения в камеру.
  • Полицейские обязаны разъяснить, за что вас задержали, и обязаны немедленно известить о вашем задержании родственников или близких.
  • Ни один предмет у вас не может быть изъят без составления процессуального документа и вручения вам его копии.
  • Внимательно изучайте все документы, которые вам предлагают подписать. Не подписывайте документы, содержание которых не понятно.
  • Не рекомендую давать объяснения без предварительного обсуждения с адвокатом. Задержанный вправе вообще ничего не объяснять. Если вы, чтобы избежать проблем, связанных с задержанием, дали против себя показания, впоследствии они обязательно будут использованы против вас. И никакие объяснения, что вы якобы признались под угрозой причинения физического насилия или вас обманули сотрудники полиции, пообещав прекратить все дела в отношении вас, не помогут.
  • Если вас избили, добейтесь вызова бригады «скорой помощи». Требуйте приглашения адвоката, сотрудника прокуратуры. Если после полиции вас поместят в следственный изолятор (СИЗО), обратите внимание сотрудников СИЗО на телесные повреждения, требуйте немедленного медицинского освидетельствования. Вам предстоит доказать, что вас избили именно сотрудники полиции.