- Эти захватчики – кто они?
- Они похожи на арабов, только чёрные. Они бывшие мирные жители, которые научились пользоваться автоматом, и этим стали зарабатывать себе на жизнь. Один из них говорил, что деньги ему нужны для того, чтобы продолжить учёбу. А их лидер сам когда-то ходил в море. Пираты имеют связь с береговой охраной Сомали. Возраст их трудно определить, я думаю от 26 лет и старше. 30 июня приехали молодые мальчики – лет по 18-19. У них там было 3 общины, нередко случались драки, палили то в воздух, то друг по другу. У нас была консоль из металла, мы за неё прятались, чтобы пули не попали в нас.
- Вы знаете имена пиратов?
- Главный у них был Мухаммад Али, как боксёр. Между собой его ещё называли Августо. Наш экипаж сам давал им клички, чтобы они не догадались, о чём мы говорим. Лидера мы называли Миша. Одно время на судне появился Али Абди, который говорил, что пришёл, чтобы спасти нас. А на деле он оказался таким же ворюгой, как и другие. Мы прозвали его Собакой.
- Они ведь унесли все ваши вещи?
- Как судно захватили – сразу пошёл грабёж кают. Все 42 дня пираты ходили по каютам и грабили. Мало чего удалось сохранить.
- Какая обстановка была на судне, когда его захватили пираты?
- Грязь была неимоверная - пираты как свиньи – курят, бычки в пол тушат, едят траву, разбрасывают её везде. Они называли эту траву «наше виски». Жуют её и ходят с бешеными глазами, очумелые, ничего не соображающие. Нашему экипажу они тоже её предлагали, но никто не стал пробовать. 13 жили на мостике, а механик находился в машине, возможности активно двигаться не было, так как места мало – мы или сидели, или лежали. Все боялись ночи – спать невозможно, мысли всякие в голову лезут – кто знает, что на уме у этих пиратов? Поэтому спали вполглаза.
- Пираты не разрешали вам общаться с родственниками?
- Первое время пираты запрещали нам пользоваться телефонами. Мы не могли позвонить никуда. Но после скандала, когда одному из пиратов на телефон позвонил представитель BBC, у нас появилась возможность связаться с родственниками.
- Как вы думаете, почему судовладелец так тянул с выкупом?
- «Uniteam marine» неинтересна была команда. Работу переговорщика Джеймса Вилка я считаю полностью некорректной. Когда он нам звонил, все вопросы задавал только про пароход. Он называл себя профессионалом, однако давал совершенно никчемные советы: у одного из членов экипажа были проблемы с желудком, он посоветовал пить антибиотики, другому на нервной почве перекосило лицо, и он порекомендовал гестаминные препараты. А когда мы говорили о мужских болезнях, он просто смеялся. Мне сказал: «Надавите на пиратов, чтобы они давали вам еду». Спасибо повару, который готовил для пиратов. Он воровал еду и приносил её ночью нам.
- Вы планируете обращаться в суд?
- С украинской стороной мы уже договорились об обращении в суд. Судовладелец обещал заплатить нам только зарплату, но на моём счёте ещё ничего нет. По его заявлению, все расходы будут возмещать страховые компании. Но для этого тоже надо пройти обследование, которое стоит недёшево, а денег нам так и не заплатили. Хорошо, что областная больница взяла на себя расходы по медицинскому обследованию. К сожалению, российская сторона не боролась за экипаж так, как это делала Украина. С представителем МИДа России я встретился только в Киеве в аэропорту. До этого никаких звонков от него не было.
На Украине Валентину Барташеву вручили медаль за "Мужество". Калининградский капитан не считает себя героем. "Я просто выполнял свой долг", - говорит он. Барташев будет продолжать ходить в море: «Теперь постараюсь не ходить в это место». Он говорит, что с удовольствием бы ходил на судне под российским флагом, однако родная страна не платит за эту работу нормальных денег.