10:13

Об исчезнувшем капитане из Калининграда ничего неизвестно уже 3 месяца

  1. Новости

Спустя три месяца о судьбе Анатолия Шабарова до сих пор ничего не известно. Правоохранительные органы не спешат начинать расследование.

51-летний Анатолий Шабаров связал свою жизнь с морем. Закончив в 1983 году Дальневосточное морское училище, поступил на работу в Дальневосточное пароходство третьим помощником капитана. За 20 лет достиг пика морской карьеры – стал капитаном дальнего плавания.

Когда Дальневосточное пароходство развалилось, вместе с женой и сыном переехал в Калининград. Устроился на работу в немецкую судоходную компанию "Krey Schiffahrts GmbH". В Калининграде интересы этого судовладельца представляет фирма "Сков Шиппинг".

Не поздравил с 8 марта

В очередной рейс капитан ушел 3 февраля нынешнего года. Контракт заключал в Калининграде, с немецким работодателем через крюинговую фирму "Сков Шиппинг".

– Настроение у мужа было боевое. Никакой депрессии и в помине, – рассказывает супруга Лариса Шабарова. – В его блокноте я нашла записи о том, что он собирается сделать для семьи за деньги, которые должен был получить за этот рейс и его вывод: "Реально!!!". Все это свидетельствует, что у него не было никаких оснований прыгать за борт.

Капитан Шабаров принял командование судном "DDC Оntario", которое ходит под флагом Кипра. Экипаж подобрался почти полностью калининградский – из 15 человек только механик был из Черногории и старпом из Новгорода. Судно отправилось в рейс из Амстердама, сначала – в Анголу, оттуда взяло курс на Экваториальную Гвинею.

– Анатолий постоянно был на связи с домом. Когда позвонил в первых числах марта, голос у него был невеселый. "С корабля списали третьего помощника, придется нести вахту за него", – пояснил после настоятельных расспросов. Я очень удивилась, ведь экипаж небольшой, каждый человек на счету, – рассказывает Лариса Шабарова.

Из-за этого капитан вынужден был нести вахты, хотя обычно такого не бывает и это не входит в его должностные обязанности.

– Анатолий не поздравил меня с 8 марта. Я очень удивилась и обеспокоилась, ведь за 30 лет нашей совместной жизни такого ни разу не было! – делится Лариса Шабарова.

А 10 марта Ларисе позвонила жена одного из коллег капитана и сообщила, что работодатель отправляет ее мужа на замену Шабарову.

– Я сразу поняла, что произошло что-то экстранеординарное, и стала звонить мужу, но безрезультатно, его мобильник молчал. В крюинговом агентстве тоже ничего вразумительного узнать не удалось, – продолжает Лариса Шабарова.

Выяснилось, что 7 марта Анатолий Шабаров позвонил сестре в Казахстан и поздравил ее с днем рождения. Он сообщил, что дежурит на вахте. После этого телефон "умер". В службе безопасности мобильного оператора сообщили, что он не прослеживается и предположили, что, возможно, его выбросили в воду.

Поиски не дали результатов

По словам Ларисы Шабаровой, 14 марта ее посетили представители фирмы "Сков Шиппинг" и сообщили, что 11 марта им поступила информация об исчезновении капитана Шабарова. Была озвучена следующая версия. Капитан после 7 марта начал регулярно употреблять спиртное, не посещал завтраки, обеды и ужины. Когда он не заступил на вахту – вскрыли каюту капитана, но его там не было.

Судовладелец принял меры, предписанные международными правилами: начал активные поиски человека на корабле и в море, оповестил о пропаже человека береговые службы и все суда, находившиеся в этом районе.

– Представители фирмы сказали мне, что Анатолий пропал в 50 милях от берега, море там теплое, зацепится за что-нибудь и выплывет. А дорогу домой найдет по звездам, он же грамотный, – возмущается Лариса Шабарова.

В первом же порту захода судна – на острове Тенерифе – корабль арестовали для проведения расследования. Следственные действия проводила полиция Испании. По словам Ларисы Шабаровой, по факту исчезновения ее мужа испанская полиция возбудила уголовное дело. О результатах официального расследования пока не известно.

Кстати, по некоторой информации, судно было оборудовано системой безопасности, которую устанавливает независимая английская фирма, она же расшифровывает результаты. Это аналог "черных ящиков" в самолетах. Так что есть надежда, что расшифровка записей устройств безопасности поможет выяснить обстоятельства этой загадочной истории.

По словам жены капитана, семье вернули вещи капитана, но среди них не оказалось ни одной пары обуви и ни одних брюк.

– Куда делись вещи? Кому они понадобились? Может, Толю где-то удерживают? – Лариса Шабарова готова поверить в похищение, чтобы не думать о самом плохом…

Версию о внезапном запое капитана поддерживает крюинговая компания "Сков Шиппинг", которая отправляла капитана в рейс. В ее ответе на запросы официальных структур говорилось: "С 7 марта Анатолий Шабаров начал употреблять спиртное. По предварительным подсчетам, он выпивал 1 литр виски и очень большое количество пива в день. С 7 марта не появлялся в кают-компании…"

Однако в эту версию семья, а также люди, которые его знали, не верят.

– Толя не пил. Ничего, даже пива. Праздники у нас, как правило, были безалкогольные. На суднах, которыми руководил, устанавливал "сухой закон" и, естественно, сам ему следовал, – говорит Лариса Шабарова.

Уголовное дело до сих пор не возбуждено

По словам жены капитана, работодатель не рассчитался с семьей – не выплачена зарплата за отработанное время, а также долг за предыдущий рейс.

Как известно, морякам, погибшим или получившим увечья во время рейса, полагается страховка. Однако капитан Шабаров не считается погибшим.

Могут ли его родные рассчитывать на компенсацию?

– Капитан Шабаров не был членом Российского профсоюза моряков. Его права защищены коллективным договором MTF (Международной Федерации транспортников), - пояснил нам Вадим Мамонтов, председатель регионального отделения Российского профсоюза моряков. - Взносы за капитана платил его немецкий работодатель. По закону, если через 2 года суд страны, под чьим флагом пропавший работал (в этом случае – Кипр) признает его пропавшим без вести, хозяин обязан будет выплатить страховку.

Информацию о том, что предпринимают наши правоохранительные органы для выяснения судьбы капитана Шабарова, мы попытались получить у руководителя следственного отдела на транспорте Северо-Западного следственного управления на транспорте РФ Дениса Матвеева. Но ответ был краток:

– По факту пропажи человека проводятся проверочные мероприятия. О результатах проверки заинтересованные лица будут уведомлены в соответствии с требованием действующего законодательства.

Какие конкретно проверочные мероприятия проводятся, "Комсомолке" не сообщили. Не известно и то, когда будет принято решение о возбуждении уголовного или отказе в его возбуждении.

Тем временем с момента пропажи капитана прошло уже три месяца. Российское законодательство (УПК РФ, ст. 144) на принятие процессуального решения отводит 3 суток. Этот срок может быть продлен руководителем следственного органа, начальником органа дознания до 10 суток, а прокурором по ходатайству дознавателя – до 30 суток.

То есть, все предусмотренные законом сроки уже давно прошли…

"Он же гражданин России!"

– За время, прошедшее с момента исчезновения моего мужа, из моря вернулись пять моряков, которые находились на сухогрузе вместе с ним. Следствие их не опросило. Хотя не исключено, что они что-то знают или подозревают. Мы с сыном не можем получить у следствия никакой информации о том, что сделано и делается для выяснения судьбы Анатолия Шабарова, – сокрушается жена капитана.

Родные Анатолия Шабарова написали уже несколько жалоб в надзирающие за следствием инстанции – Северо-Западному прокурору на транспорте, Калининградскому прокурору на транспорте. Но пока, по словам Ларисы Шабаровой, вразумительного ответа не получили:

– Он же гражданин России! У нас в Конституции записано, что жизнь человека является высшей ценностью. А мы столкнулись с наплевательским отношением к выяснению судьбы человека.

"Просто не хотят платить страховку"

На популярном сайте www.morehod.ru на информацию об исчезновении капитана Шабарова появилось множество откликов. Приведем только некоторые из них:

Krasavchik:

- Я знал капитана Шабарова и только с положительной стороны. По выпивке ничего, он был в принципе трезвенником и чтобы дневная норма выпивки литр вискаря и пиво – не верю. Просто не хотят платить страховку. Жаль человека.

Гость:

- Никогда не поверю, что устоявшийся в своих привычках человек в таком возрасте мог резко измениться, Что делали другие члены экипажа на борту? Какие меры принимались для безопасности судна? Неплохо бы их опросить и сделать определенные выводы. Он реально грамотный капитан!!!