ЧП произошло 26 марта в 36-й бригаде ракетных катеров, дислоцированной в главной военно-морской базе Балтфлота в Балтийске. Около часа дня в помещении для хранения документации 18-летнего свердловчанина Михаила Васильева нашли висящим в петле. Сослуживцы пытались откачать парня, но было уже поздно.
– При осмотре места происшествия и тела матроса признаков насильственной смерти не выявлено, – сообщил следователь по особо важным делам военно-следственного управления по БФ Вадим Шкреба. – Следственные органы уже опросили сослуживцев погибшего военнослужащего, все заявили, что он был вполне адекватным человеком, отклонений в его поведении никто не замечал. Сейчас изучаются личные вещи погибшего, его мобильный телефон. Следствием рассматриваются две основные версии: "доведение до самоубийства" и "убийство". На сегодняшний день судебно-медицинское исследование не завершено, поэтому делать какие-либо выводы нельзя.
Что случилось на катере в тот день, будут знать только единицы. Предположительно, как сообщил некий мистер G, написавший на сайт klops.ru: "На теле матроса синяки были, он 16 числа рапорт на перевод с катера написал, не успел..." На просьбу журналистов связаться с ними "мистер G" ответил отказом: "Я не могу, по понятным всем причинам, да и сказать больше нечего..."
Потом связь оборвалась
О гибели сына и брата семья Васильевых узнала вечером того же дня. Отцу позвонил командир части и сообщил о трагедии. Миша ушел в армию в ноябре прошлого года. За 4 месяца службы ни разу не пожаловался на дедовщину или командиров, наоборот, говорил, что ему нравится на флоте, после срочной службы планировал остаться по контракту.
– Сам он влезть в петлю не мог, – сказала младшая сестра погибшего Мария, – у него не было на это причин. Накануне вечером мы с братом созванивались. Он был в наряде, чистил картошку. Поговорили, все было хорошо, как обычно. Миша попросил включить музыку на DVD. Я положила телефон рядом с колонкой, он на том конце провода слушал. А потом связь оборвалась.
Миша позвонил сестре через пару часов. Попросил напомнить адрес бабушки, сказал, что написал ей письмо. Что изложил он в том послании, неизвестно. Последними его словами было: "Я все написал…" Как выяснила "СК", из исходящей почты сообщение было изъято.
"Оснований для смерти не было"
"Груз 200" на свердловскую землю доставили в ночь с пятницы на субботу. Гроб с телом солдата отправили в морг Екатеринбурга на повторное вскрытие.
– Через Уральское военно-следственное управление и уполномоченного по правам человека в Свердловской области мы настояли на повторном вскрытии тела матроса, – сказала журналистам "СК" по телефону председатель комитета солдатских матерей Свердловской области Марина Лебедева. – Наш комитет и отец матроса убеждены, что это не самоубийство: оснований у Васильева для этого не было. Мы не доверяем заключениям военных врачей, так как были случаи формального составления документов, без вскрытия, когда на телах погибших даже не было разрезов от скальпеля.
Вскрытие екатеринбургские эксперты провели в понедельник, 4 апреля. Предварительные итоги будут озвучены на днях.
На Мишу возлагали большие надежды
Миша родом из города Михайловск Свердловской области. В семье был старшим. Ему было 11 лет, младшей сестре Маше – 9, когда не стало мамы. Она умерла при родах, а следом и младенец. Отец поднимал детей один. Миша выучился на слесаря-ремонтника, твердо решил отслужить, а вернувшись, создать семью – жизнь свою расписал на пять лет вперед. Перед уходом в армию познакомил родных с девушкой.
– Мы общались с Мишей 25 марта, – рассказала журналистам "СК" Наташа, – он веселый был, никогда не грустил. Мы с ним даже по телефону говорили о семье, о детях, планировали, что отслужит и свадьбу сыграем. Я ждала Мишу. А сейчас пустота какая-то внутри…
Сестра Мария рассказывает, что отец Миши держится из последних сил. Все дни, пока ждали из Калининграда гроб, отец не спал и молчал. Наследник, кормилец, помощник – на сына Васильев-старший возлагал большие надежды. Все представлял, как обнимет при встрече, похлопает по-мужски по плечу и скажет: "С возвращением, сынок!"
Страшная статистика
В конце мая 2009 года в одной из частей Балтийского флота, дислоцированной под областным центром, погиб 19-летний матрос срочной службы из Калининграда. Парня нашли повешенным в котельной. По одной из версий, причиной суицида могла стать ссора молодого человека с девушкой, с которой он встречался до призыва.
Месяцем позже на чердаке казармы другой воинской части повесился 19-летний рядовой Олег Веревкин из Самары. Тогда было возбуждено уголовное дело по ст. 110 УК РФ ("Доведение до самоубийства"), но доказать причастность к гибели военнослужащего других лиц не удалось.
В апреле 2010 года на десантном корабле "Минск" повесился 19-летний матрос-контрактник Степан Романов из Челябинской области. Что побудило парня пойти на столь отчаянный шаг, следствие не установило.