Калининградский областной суд вынес приговор в отношении десяти организаторов и участников преступного сообщества, которые в буквальном смысле заполонили область героином, сообщает пресс-служба Управления Госнаркоконтроля.
Таков итог более чем пятилетней работы калининградских наркополицейских.
Когда в 2004-2005 году власти ликвидировали незаконные постройки в п. Дорожное Гурьевского района Калининградской области, т.н. Табор, главным было не снести дома, а привлечь к уголовной ответственности тех лиц, кто торговал наркотиками.
Калининградские наркополицейские установили, что всей наркоторговлей в Таборе руководит "барон" Михаил Арлаускас, 1961 года рождения. Именно он договаривался с поставщиками, поручал своим подчиненным доставку и фасовку наркотиков, указывал, какой дом в поселке и в какое время продает наркотические средства.
Оставалось только привлечь Арлаускаса к уголовной ответственности. Только как это сделать, если сам Арлаускас наркотики в руки не брал, не продавал, а только получал прибыль?
Вот здесь и пригодилось расселение жителей Табора. Все преступные связи, система "контрразведки" и оповещения, наработанные годами в Таборе, были разрушены. Как и система торговли героином: его продавали не сами жители поселка, а так называемые "батраки" - наркозависимые, которые сбывали наркотики за "пайку".
После сноса Табора Арлаускас решил не прекращать торговлю наркотиками - слишком большую прибыль приносила ему эта деятельность. Он встретил Рамиза Гаджиева, который тоже обладал хорошими организаторскими способностями. Они подобрали проверенных подельников: цыган Алексаса Арлавичуса, Януша Муренкова, Александра Грунского, азербайджанцев Талыба Алиева, Тарзана Алиева, наркозависимых Андрея Лапяна, Александра Сиротина и Сергея Мельника - и распределили между ними обязанности.
Лапян, Сиротин и Мельник подыскивали покупателей, собирали с них деньги, которые передавали Грунскому, Муренкову и Арлавичусу, получали от последних наркотики и сбывали их наркозависимым по всей области.
Муренков, Грунский и Арлавичус получали от Арлаускаса героин, расфасовывали его на условные дозы, организовывали хранение и доставку к условленным местам для передачи сбытчикам. Алиевы были координаторами и "контрразведчиками": следили за действиями всех групп, контролировали выполнение обязанностей, информировали организаторов и руководителей сообщества о проблемах.
Организаторы продумали и внедрили целую систему конспирации. Для исключения возможного прослушивания телефонных переговоров сотрудниками наркоконтроля все участники преступного сообщества периодически меняли номера мобильников, которые регистрировали на чужие имена.
Постоянно менялся и используемый преступниками автотранспорт. Сами наркотики сбывались с помощью системы тайников, которые также менялись.
После начала деятельности преступного сообщества, по данным Управления ФСКН, они контролировали около 70% оборота героина в Калининграде.
В сутки сбывалось около 1000 условных доз героина. Например, с 15 по 30 апреля 2007 года участниками сообщества продали более 13 100 условных доз. Сотрудниками наркоконтроля было изъято более 15 000 условных доз.
Доход преступного сообщества от продажи героина в сутки составлял более 200 000 рублей. Всего по уголовному делу доказано получение дохода от продажи героина более чем 3,5 миллиона рублей.
В мае сотрудники Управления наркоконтроля провели сложную операцию по задержанию Гаджиева, Арлавичуса, Муренкова, Алиева Талыба, Алыева Тарзана, Лапяна и Сиротина. Задерживать всех надо было одновременно, иначе остальных членов сообщества могли предупредить, дав им возможность скрыться. Некоторые преступники могли оказать сопротивление, в том числе с помощью огнестрельного оружия. Поэтому задержания проходили быстро и жестко.
Это оказалось оправданным: уже в ходе следствия выяснилось, что один из задержанных, который представлялся Натаровым, ранее носил фамилию Муренков и находился в международном розыске за двойное убийство в Казахстане.
Сотрудники правоохранительных органов Казахстана провели следственные действия в отношении Муренкова , находившегося в СИЗО. Однако Муренков является гражданином Российской Федерации, поэтому не может быть выдан другим государствам.
Сразу после задержаний сотрудники наркоконтроля провели обыски по двенадцати адресам, чтобы исключить уничтожение вещественных доказательств. Были изъяты и арестованы большие суммы денег, драгоценности, дорогостоящие автомобили.
Расследование данного уголовного дела длилось 2 года и два месяца, и легким его не назовешь. Для начала потребовалось собрать доказательства, изобличающие Арлаускаса. Когда это удалось, он и остальные члены преступного сообщества были задержаны.
Следствие пришло к выводу, что преступники действовали в рамках самого серьезного вида преступного объединения - преступного сообщества. Это первое в Калининградской области подобное уголовное дело, касающееся незаконного оборота наркотиков. И это было не просто - прокурор области отменил постановление о возбуждении уголовного дела по факту организации преступного сообщества, посчитав, что доказательств недостаточно. К расследованию подключились следователи Следственного департамента ФСКН России, а само дело передано на изучение в Генеральную прокуратуру России. После этого заместитель Генпрокурора отменил постановление прокурора Калининградской области. Дело по преступному сообществу было возбуждено.
Дальнейший надзор осуществляла Генеральная прокуратура России.
В ходе следствия обвиняемые свою вину не признавали, постоянно меняли свои показания, "забыли" русский язык, запугивали свидетелей, пытались всеми способами избежать уголовной ответственности.
Доходило до того, что представители цыганской диаспоры летали в Москву, где пытались оказывать давление на переводчиков, которые были привлечены к участию в предварительном расследовании уголовного дела. Некоторые переводчики испугались угроз и отказались участвовать в деле.
Тем не менее, 15 июня 2009 года обвинительное заключение было утверждено Заместителем Генерального прокурора России, а уголовное дело направлено в Калининградский областной суд. Обвинительное заключение заняло 65 000 листов.
В ходе судебного заседания подсудимые вновь пытались избежать ответственности, давили на свидетелей и присяжных, других участников судебного заседания. Пришлось применять программу защиты свидетелей, некоторых участников заседания брать под круглосуточную охрану, чтобы обеспечить их безопасность.
Суд длился больше года, оглашено более 4000 листов обвинительного заключения. В суде было допрошено более 40 свидетелей. В суд вызывали наркоманов, которые могли приобретать у членов данной преступной группы героин.
7 октября Калининградский областной суд вынес приговор: Гаджиев – 16 лет лишения свободы со штрафом 100 000 рублей, Арлаускас – 15 лет и штраф 100 000 рублей, Алиев Тарзан – 13 лет и штраф 60 000 рублей, Алиев Талыб – 12 лет 6 месяцев и штраф 50 000 рублей, Арлавичус – 12 лет 6 месяцев и штраф 50 000 рублей, Муренков – 10 лет и штраф 30 000 рублей, Лапян – 10 лет 6 месяцев и штраф 25 000 рублей, Сиротин – 11 лет и штраф 20 000 рублей, Мельник – 11 лет 6 месяцев и штраф 20 000 рублей, Грунский – 6 лет и штраф 30 000 рублей.
Отбывание наказания осужденным назначено в исправительной колонии строгого режима, Грунскому – в исправительной колонии общего режима.
Но самым главным достижением наркополицейских явились не длительные сроки заключения, а то, что после ликвидации преступного сообщества смертность от передозировок наркотиками в области сократилась более чем в 22 раза.
Приговор в законную силу не вступил, осужденные его обжаловали.