Общая сумма гражданских исков, заявленных против Сергея Хрусталева и его заместительницы, составляет более 40 миллионов рублей, но в военной прокуратуре считают, что «левых» денег у парочки было и есть в разы больше.
Как воровали деньги у государства
Эпизод первый
По материалам следствия, в 2004 году «69 ремонтный завод ракетно-артиллерийского вооружения», расположенный в Калининграде, для обеспечения потребностей Балтийского флота безвозмездно получил несколько артиллерийских установок. Без согласования с Министерством обороны РФ директор завода Хрусталев продал их в коммерческие организации – на российские судостроительные заводы. На счета предприятия поступило более 19 миллионов рублей, вырученных от сделок. По закону прибыль завода должна была пополнить федеральную казну, но деньги до нее так и не дошли.
Эпизод второй
Годом позже Хрусталев заключил с Министерством обороны РФ госконтракт на выполнение ремонта техники и оборудования ПВО. Объем финансирования составил более 73 миллионов рублей. Эту сумму Хрусталев сумел «выжать» у федералов, предоставив подложные документы по затратам на материалы и комплектующие. Как следует из материалов дела, для этого он оформил фиктивные договоры с несколькими фирмами, перечислил на их счета более 13 миллионов, которые тут же были обналичены и исчезли в неизвестном направлении. Стоит отметить, что директора подставных фирм были обыкновенными гражданами, которые даже не подозревали о своих «миллионных состояниях». Следствию удалось выяснить, что одной из фирм «владел» пьянчужка из Калужской области, другой - студентка из Хабаровска, а третьей «руководил» московский студент.
Эпизод третий
Пять лет назад на должность зама по финансовой работе Хрусталев принял калининградку Светлану Прокофьеву. Спустя пару месяцев в Балтийске появился филиал «69 ремонтного завода». Прокофьева возглавила новую организацию. Как следует из материалов дела, существовал филиал лишь на бумаге, а новая начальница являлась единственным его работником. Правда, у филиала имелся расчетный счет в банке и регистрация в налоговой. Следствие установило, что с помощью традиционных махинаций с перечислением денег через подставные фирмы дуэт Хрусталев – Прокофьева четырежды одурачил питерский машиностроительный завод «Арсенал» и «наварил» около 12 миллионов рублей.
Федеральное имущество использовал как личное
Это лишь часть эпизодов, по которым судили Сергея Хрусталева и Светлану Прокофьеву. По материалам дела, они не только «ворочали» государственными деньгами, но и федеральным имуществом пользовались как своим. Следствие установило, что в 2004 году за счет средств завода Минобороны были закуплены железобетонные изделия, большую их часть Хрусталев использовал при строительстве гостиницы в Калининграде, совладелицей которой является его дочь, – на тот момент 17-летняя студентка одного из вузов. А чуть позже в безвозмездное пользование одной из частных фирм было передано административное здание на ул. Старшины Дадаева в Калининграде, находившееся на балансе завода. Полтора года фирма использовала федеральное имущество в своих целях и не платила законному владельцу за это ни копейки. Как всплыли на чистую воду махинации Хрусталева и его напарницы, следствие не разглашает.
Вину не признал
Суд Ленинградского района Калининграда вынес приговор бывшему руководителю «69-го ремонтного завода ракетно-артиллерийского вооружения» Сергею Хрусталеву и его заму по финансовой работе Светлане Прокофьевой 11 января. Это был третий суд за два года, начальника и подчиненную судили за растрату бюджетных денег. Только по первому уголовному делу Хрусталев был признан виновным в хищении более 15 миллионов рублей, по второму ему вменялось причинение ущерба государству в размере 32 миллионов, по третьему делу - более 12 миллионов рублей. В итоге по совокупности преступлений бывший директор получил 11 лет тюрьмы, был лишен воинского звания «капитан 1 ранга» и оштрафован на 900000 рублей. Его напарнице дали 5 лет условно, приговор в законную силу пока не вступил.
Правда, вернуть награбленное законному владельцу – государству – пока не удалось. Своей вины бывший директор не признал, он до последнего утверждал, что действия его не носили криминального характера.
- Хрусталев на судах заявлял, что поскольку завод являлся унитарным предприятием, то у него как у руководителя имелись полномочия извлекать из своей деятельности прибыль, - говорит военный прокурор Павел Шипков. - Но по закону прибыль должна была использоваться на развитие предприятия, выплату премий рабочим, модернизацию производственных мощностей, а часть ее должна была пополнять федеральный бюджет. Вот как раз этим правом Хрусталев и пренебрег. Стоит отдать ему должное - как руководителю, коммерсанту, ему цены нет. Он умел грамотно организовать работу своих подчиненных и в совершенстве знал производственный процесс, который по сути можно назвать безотходным. Следствие установило, что на вверенном Хрусталеву заводе списанные артиллерийские установки разбирали, начиняли комплектующими, красили, никелировали и поставляли заказчику как новые. Что удивительно, эти старые установки с первого раза проходили стендовые испытания, а новые, современные, требовали доработки. Как руководителя его ценили и подчиненные, и заказчики, которые даже на судебных слушаниях утверждали, что претензий к Хрусталеву не имеют.
Куда исчезли деньги?
Как делили прибыль между собой начальник и подчиненная, кто обналичивал счета подставных фирм и куда утекали деньги, выяснить так и не удалось. Хрусталев на суде был нем как рыба. Не выдала «секрет фирмы» и Прокофьева. По словам прокурора Павла Шипкова, ставить точку в этом громком деле рано. Сейчас, когда суд вынес окончательный приговор Хрусталеву и Прокофьевой, за дело возьмутся судебные приставы, которым и предстоит найти заветный «мешок» с деньгами.
Екатерина Тейге, kat1980_80@list.ru ,
фото предоставлено ГТРК «Калининград»