- Отец ушел на пенсию в 68 лет, - рассказывает сын убитого Николая Климова - Валерий. - Подрабатывал охранником на стоянке, до этого 42 года ходил в море рыбмастером. Был отличным специалистом, его уважали и матросы, и капитаны.
1 октября семья отметила 70-летие супруги Николая Климова. Через неделю должны были праздновать серебряную свадьбу детей. Накануне, 6 октября, Николай Федотович уехал на рыбалку. Обещал быть к 16-ти часам, но не вернулся ни в этот день, ни на следующий.
- Отец был пунктуальным человеком, - говорит Валерий. - Вечером мы забеспокоились. Его мобильник был отключен. Утром с женой поехали искать папу - безрезультатно.
Беспощадная расправа
Мы обратились в милицию. Выяснилось, что с телефона Николая Климова звонили на незнакомые номера. Женщинам. Одна из них (дама занималась незаконной скупкой металлолома) рассказала, что ей звонил знакомый - некто Григорьев*, житель деревни Подгорное. Он сообщил, что «замочил» с приятелями рыбака и просил помочь продать его машину.
Григорьева задержали дома. Он во всем признался. Выдал подельников - односельчан Давыдова* и Алексеева*.
Парни рассказали, что разговаривали с рыбаком. Потом сходили домой за молотком. Когда вернулись, пенсионер складывал вещи в багажник. Григорьев оглушил мужчину молотком, Алексеев трижды ударил камнем по голове. Жертву запихали в багажник и повезли в лес. Остановились в лесу. Климов был еще жив. Крышкой багажника ему придавили руки, обухом топора измолотили голову, добивали палками и ногами.
- Отца было трудно узнать, - вспоминает Валерий. - У него были обезображены голова и лицо, переломаны ребра. Экспертиза насчитала 16 ударов по голове и восемь - по телу…
Автомобиль «Фольксваген Пассат» 1990 года выпуска, который ребята хотели продать за $1500, увяз в грязи - его бросили в поле.
Булочка на прощание
17-летний Григорьев окончил семь классов. Жил с выпивающими отчимом и матерью. Его сестренку - четвероклассницу не раз ловили на воровстве.
Давыдову было 16, окончил шесть классов. Жил с матерью и сестрой.
18-летний Алексеев даже не умел читать. Его отец - военный пенсионер, двое братьев - состоявшиеся семейные люди.
Оказалось, что невестка Николая работает на одном заводе с матерями убийц ее свекра. Благо у женщин разные смены - они не сталкиваются друг с другом.
Экспертиза показала, что у Алексеева слабоумие. Его направят на принудительное лечение. На следствии он говорил, что во время убийства… собирал орехи в лесу.
- Похоже, никто из молодых людей не осознал, что произошло, - говорит Валерий Климов. - Только мать Давыдова попросила прощения. Что ее сын преступник, женщина поняла только после приговора, когда на руках парня застегнули наручники. Она кинулась к конвою с криками: «Подождите, дайте хоть булочку ребенку куплю!»
Слово гособвинителю
- Григорьева и Давыдова суд признал виновными в разбое и убийстве, - комментирует гособвинитель Нина Мазур. - Инициа-тором преступления был Григорьев. Я предложила суду назначить ему наказание: 9 лет лишения свободы, Давыдову - 7 лет (максимальный срок для несовершеннолетних - 10 лет). Но суд, учитывая ряд смягчающих обстоятельств, приговорил их к 7 годам 6 месяцам и к 5 годам лишения свободы соответственно.
От «СК»:
Валерий счел приговор слишком мягким. Он хочет взыскать компенсацию за моральный и материальный вред. *Имена обвиняемых изменены
Ольга Запивалова, zapivalova@strana.kaliningrad.ru,
фото из архива семьи Климовых