18:51

Груз испорчен, кто ответит?

  1. Новости

В правоохранительные органы обратился директор фирмы, занимающейся реализацией строительных материалов. По его словам, из-за железной дороги он лишился около 300 тыс. руб.

Плиты с повреждениями

- 18 апреля 2007 г. от поставщиков из Белоруссии к нам по железной дороге прибыли железобетонные плиты, - рассказывает директор ООО «ВАН-СВЕТ» Василий Елец.  Загрузили их целыми, Белорусская ЖД приняла груз без повреждений, литовцы тоже, а вот в Калининграде на станции Кутузово-Новое выяснилось, что плиты плохо закреплены, на них образовались трещины. Я отказался подписать накладную в получении груза и потребовал, чтобы начальник станции составил коммерческий акт  на его основании железная дорога должна компенсировать нам ущерб (если бы груз повредили белорусы или литовцы, калининградцы не должны были принимать его без соответствующего акта, но его нет). Прошло уже три месяца, а акт нам все не выдают, и груз мы забрать не можем. В июне железнодорожники самовольно выгрузили наши плиты на одну из платформ, они до сих пор там лежат. 
По словам Василия Ельца, поврежденные плиты стоили 54 тыс. руб., ущерб от простоя составил более 250 тыс. руб., хранение на платформе - более 10 тыс. руб.
Василий Иванович Елец подал иск в арбитражный суд с требованием принудить железную дорогу выдать коммерческий акт. Но суд в иске отказал, мол, в его компетенцию такие вопросы не входят.

Акт от перевозчика

- Не исключено, что этот случай не единичный, просто калининградские грузополучатели не знают, куда обращаться, - говорит помощник Калининградского транспортного прокурора Юлия Шелапуха.  Согласно положениям Устава Железнодорожного транспорта, если на повреждение груза указал получатель или пассажир, перевозчик обязан составить коммерческий акт. В случае отказа ЖД должна мотивировать свое решение, при необходимости - провести экспертизу с участием грузополучателя. КЖД ссылается на международные нормативы (соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении), однако данный документ применяется в прямом международном сообщении, а здесь спор между двумя российскими организациями.
Калининградская транспортная прокуратура вынесла представление начальнику железной дороги с требованием выдать коммерческий акт о повреждениях груза. Потерпевшая сторона ждет ответа.

Комментарии КЖД:

Начальник отдела по связям с общественностью КЖД Александр Першин:
- Пугающе огромная сумма ущерба возникла в результате простоя вагона. Грузополучатель сам уклонялся от получения плит. Мы руководствуемся Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении, которое предусматривает, что коммерческий акт составляется лишь в случаях, когда порча груза произошла исключительно во время перевозки. Но комиссионная проверка этого не установила - трещины могли быть заводским браком. Фотографии плит и акт обследования показали, что технология крепления груза была соблюдена. Состояние других плит в этом же вагоне претензий не вызвало. А вот за убытки, причиненные КЖД длительным простоем вагона, фирма должна заплатить штраф.

Для решения спорных ситуаций между предпринимателями, Калининградская Торгово-промышленная палата создала Центр посредничества, помогающий урегулировать коммерческие споры мирным путем (Калининград, ул.Ватутина, 20, 956801, 954788) и образовала Третейский суд, разрешающий споры хозяйствующих субъектов. (Обратиться в него можно по указанным телефонам или напрямую через юристов КТПП, консультация бесплатна). 

Комментарии адвоката Андрея Коптева:

Коммерческий акт
КЖД обязана была выдать грузополучателю коммерческий акт  документ, удостоверяющий порчу груза и возможные причины этого. Поскольку она отказалась это делать, в течение трех суток ООО «ВАН-СВЕТ» нужно было подать КЖД письменное заявление, а та, в свою очередь, в течение трех суток должна была дать мотивированный ответ. Во время необоснованной задержки составления акта грузополучатель за хранение груза не платит.
Экспертиза
При необходимости в присутствии перевозчика или грузополучателя проводится экспертиза. Результаты экспертизы, проведенной без участия этих сторон, можно поставить под сомнение. Экспертиза помогает выяснить: кто же ответчик? Производственный это брак или вина РЖД? Если перевозчик уклоняется от вызова эксперта, экспертизу можно провести и без его участия, но предварительно уведомить уклоняющуюся сторону о проведении экспертизы в письменном виде.
Представление
Сейчас директору ООО «ВАН-СВЕТ» следует дождаться официального ответа транспортной прокуратуры (ответ должен прийти через месяц после вынесения представления).
Груз
То, что плиты погрузили и закрепили с соблюдением правил и технологии, должно быть подтверждено документально. Необходимо и подтверждение качества самих плит (это поможет установить независимая экспертиза). Если это производственный брак, претензии следует предъявлять производителю.
Претензия
Претензию РЖД нужно предъявить в любом случае - даже без коммерческого акта. Если в течение месяца вразумительного ответа не будет, можно обращаться в Арбитражный суд с исковым заявлением о возмещении убытков.

Если у частных лиц или коммерческих организаций возникли проблемы, связанные с перевозкой грузов (порча, пропажа, задержка), обращайтесь в Калининградскую транспортную прокуратуру по телефону 65-93-00.

P.S.
На момент верстки номера стало известно, что руководство КЖД (имея на руках представление прокуратуры) прислало ОАО «ВАН-СВЕТ» письмо с условием: если в ближайшее время хранение груза не оплатят и плиты не заберут, то железная дорога реализует их по своему усмотрению.


Ольга Запивалова, zapivalova@strana.kaliningrad.ru