Глава Ассоциации муниципальных образований Калининградской области Сергей Лютаревич разъяснил газете "Калининградская правда" свою позицию по уголовному делу и обвинению в фальсификации результатов выборов в Ассоциации.
«Встать! Суд идет. Слушается дело председателя Ассоциации муниципальных образований Калининградской области Лютаревича Сергея Николаевича, обвиняемого в рейдерском захвате общественной организации», - наверное, примерно так мог бы начинаться судебный процесс в отношении меня, дойди эта абсурдная ситуация до храма правосудия.
Мотивировочная часть
Уже третий месяц региональное сообщество обсуждает невероятное событие – вновь избранный глава Ассоциации муниципальных образований Калининградской области (АМОКО) Сергей Лютаревич обвиняется по части первой статьи 170.1 УК РФ в фальсификации Единого государственного реестра юридических лиц, реестра ценных бумаг и завладении чужим имуществом. Помнится, в свое время появление этой статьи в Уголовном кодексе было продиктовано президентским пакетом федеральных законодательных инициатив, направленных против рейдерского захвата предприятий.
Предположим, что после двух месяцев тесного общения с региональным следственным управлением Следственного комитета РФ я вдруг сказал то, что пытаются доказать следователи. Предположим, я действительно осуществил рейдерский захват АМОКО, и что на это меня якобы подвигло желание прибрать к рукам ценные бумаги и солидное имущество Ассоциации.
В АМОКО такой невероятной ценностью обладали восемь бумажных листов Устава Ассоциации, свидетельство о ее регистрации, список членов Ассоциации на четырех листах, а также полторы пачки чистой бумаги для принтера. Богатство, прямо скажем, сказочное. На дивиденды от такой «пачки ценных бумаг» можно безбедно прожить всю оставшуюся жизнь, еще и детям с внуками останется.
А каким лакомым имуществом я разжился после «рейдерского захвата» Ассоциации! На 31 марта сего года в имущественном реестре АМОКО значился старинный ноутбук с остаточной стоимостью 0 рублей 0 копеек. И… все.
Кстати, тут к месту стоит упомянуть и о зарплате «рейдера». Наверняка и здесь ему достался солидный куш… Однако денежное содержание на должности председателя Ассоциации, как и стоимость имущества, равны нулю. Страшно подумать, как разбогател Лютаревич, захватив общественную организацию…
Правда, к «ценным бумагам» и «имуществу» я бесплатно получил громкое паблисити: упреки в жажде власти, желании прославиться и даже в стремлении приобрести себе отдельный кабинет в здании регионального правительства на Дмитрия Донского, 1. Информация о рейдере Лютаревиче занимала самые лучшие места в газетах и новостных лентах интернет-порталов, выходила в прайм-тайм радиоэфира. Это ли не слава, о которой так мечтают желающие засветиться в прессе.
Резолютивная часть
Ну а теперь без шуточек…
Меня справедливо относят к команде губернатора Цуканова, мы познакомились ещё как главы муниципалитетов. И во время всей этой надуманной истории со следствием мне прямо намекали: дело, мол, не в тебе, Сергей Николаевич. И не в Ассоциации. Дело в том, что идёт борьба за самый высокий региональный пост, многим «большим» людям не нравится порядок, который наводит в области губернатор, и в этой борьбе они готовы на все и невзирая ни на кого.
«Очень трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет», - говорил один из героев известного телефильма. Однако нашлись те, кто поставил эту истину под сомнение.
В последний день марта этого года было проведено общее собрание членов Ассоциации муниципальных образований Калининградской области, на котором в ходе закрытого голосования избирался председатель Ассоциации. Делегатам на выбор было предложено две кандидатуры – прежний глава АМОКО Игорь Болсун и от правления АМОКО - глава администрации Светловского городского округа Сергей Лютаревич.
На собрание прибыли главы муниципалитетов и их полномочные представители, имеющие на руках соответствующие доверенности. Делегат с доверенностью мог голосовать за себя и за своего доверителя. Однако, когда дошла очередь до голосования, выяснилось, что одна из доверенностей была просрочена, и делегат с недействительным документом мог голосовать только от своего имени. Поэтому к голосованию было допущено 58 полномочных представителей.
Счетная комиссия выдала 58 бюллетеней, но при вскрытии урны в ней оказалось 59 бюллетеней. Лишний бюллетень не имел подписей членов комиссии, а значит, был вброшен в урну кем-то из голосующих. Любой член участковой избирательной комиссии подтвердит, что такие бюллетени при подсчете голосов считаются недействительными. Таковым был признан и «вброшенный».
Казалось бы, зачем вбрасывать один бюллетень, заранее зная «срез общественного мнения» и понимая, что он на результат выбора никак не влияет. Но известно, что бюллетени вбрасывают, чтобы поставить под сомнение достоверность результата выборов. Вбросили, раздули шумиху и побежали в суд за отменой результатов голосования. Видимо, на этот сценарий и рассчитывал автор вброса.
И действительно, дальнейшее развитие ситуации с выборами главы АМОКО это подтвердило. Счетная комиссия внесла в протокол голосования 59 извлеченных из урны бюллетеней, из которых 39 – за Лютаревича, 17 – за Болсуна, 2 – испорченных и один «липовый». Протокол о выборах Лютаревича председателем делегаты утвердили единогласно, без замечаний и протестов.
Далее в Управление Минюста России по Калининградской области было представлено заявление установленной формы о смене председателя Ассоциации и протокол общего собрания. Рассмотрев эти документы, юстиция отказала в регистрации нового председателя в связи с тем, что, исходя из представленного общего протокола собрания, за Лютаревича должно было проголосовать 39,3 делегата (две трети от участвующих в голосовании).
Поскольку основанием для отказа в регистрации послужила техническая ошибка в общем протоколе собрания – его составители указали общее число присутствующих 59 человек, не придав значения просроченной доверенности – протокол был приведен в соответствие фактическим обстоятельствам собрания и протоколу счетной комиссии. В документ были внесены изменения, соответствующие действительному количеству полномочных представителей муниципальных образований – 58. Заявление и уточненный протокол вместе с протоколом счетной комиссии вновь были представлены в региональное управление юстиции. Однако и в этот раз юстиция не стала регистрировать изменения.
Тем временем история стала развиваться в жанре детектива. В региональное управление Мин-юста РФ поступило заявление… Инициированное, догадайтесь кем? Правильно, на тот момент уже бывшим председателем АМОКО Игорем Болсуном. В котором сообщалось о якобы фальсификации документов, представленных Ассоциацией для регистрации в Управление Минюста РФ по Калининградской области. А еще одно заявление кто-то направил в следственное управление Следственного комитета (СУСК).
Пресса любит описывать случаи, как люди месяцами ждут от следственных органов хоть какой-то реакции, а тут вдруг как-то уж очень шустро завертелись-закрутились сыскные шестеренки.
Уже 18 апреля сотрудники регионального следственного комитета провели выемку документов АМОКО в региональном Управлении Минюста РФ и с 21 апреля запустили хоровод допросов всех глав, принимавших участие в собрании. А 28 апреля СУСК продлило срок проведения доследственных мероприятий на 30 дней и 29 апреля возбудило уголовное дело по ст. 170.1 УК РФ «Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета» по факту (то есть не в отношении конкретного лица, хотя такое лицо изначально было известно). Ведь при таком возбуждении уголовного дела «неустановленное лицо» лишено возможности обжаловать это решение следственных органов в судебном порядке.
Что интересно, уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию юрлиц, является налоговая служба, но никак не управление юстиции. Поэтому предоставление в юстицию каких бы то ни было сведений само по себе не образует состав преступления, предусмотренный частью 1 статьи 170.1 УК РФ, нацеленной на борьбу с рейдерскими захватами. Однако следственные органы на этот юридический факт решили не обращать внимание.
В поисках «черной кошки» сотрудники СУСК пошли еще дальше – начали обыски в некоторых кабинетах регионального правительства, администрации Светлого и Ассоциации. А уже 24 мая вынесли постановление о привлечении Лютаревича С.Н. в качестве обвиняемого по ч.1 ст.170.1 УК РФ, и днем позже, зная о том что Лютаревич С.Н. заболел, воспользовавшись этим, вынесли постановление о приводе якобы скрывающегося обвиняемого к следователю (о чем сразу же, несмотря на тайну следствия, были оповещены все СМИ).
Правда жизни
Уважаемые читатели! Мое намерение возглавить Ассоциацию муниципальных образований продиктовано исключительно желанием поработать на благо региона. Сегодня перед сельскими поселениями и городскими округами стоит масса острых нерешенных вопросов.
Своей целью работы в Ассоциации ставлю конструктивность, взаимодействие, объединение и сплочение глав. Я прекрасно понимаю, что крепкая Ассоциация – это возможность уверенно отстаивать интересы муниципалитетов, быть местной власти равным собеседником в общении с региональными и федеральными органами власти.
Понятно, что старое всегда борется против нового, не желая уступать насиженное место. Думаю, что именно это и послужило причиной всей шумихи вокруг обычной, в общем-то, процедуры выборов председателя общественной организации.
Уверен, что следственный комитет примет законное решение о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления. А прокуратура рассмотрит мою жалобу о признании незаконным бездействия следственных органов, связанного с непрекращением уголовного дела.
Разница всего в три процента на выборах во Франции определила нового президента этой страны. У нас же двукратная в мою пользу разница в голосах воспринимается как преступление.
Символично, что вся эта шумная история случилась в год 15-летия АМОКО, которая как общественная организация всегда была вне политики. А если сегодня ее усиленно пытаются втянуть в кухонные разборки, значит, это кому-то нужно.
Вопрос – кому?