17:30

"Крупная терка" на "Радио КП": "Не жить по указке американцев"

  1. Новости
Об экономической ситуации в Калининградской области в эфире программы "Крупная тёрка" на радио "Комсомольская правда в Калининграде" поговорили депутат Госдумы РФ Евгений Фёдоров и руководитель регионального отделения "Партии Роста" Михаил Трушко.
 
Ведущий: — Как изменилось экономическое положение в регионе за последние пять лет?
 
Евгений Фёдоров (Е.Ф.): — С 2007 по 2011 год нам удалось принципиально поменять отношение Москвы к Калининграду, увеличить федеральное финансирование, раскачать экономику, добиться роста ВРП до 20% в год. Начали строиться школы, ФОКи, дороги.
 
Михаил Трушко (М.Т.): — Ситуация никуда не двигалась, стагнировала. После 2008 года калининградское правительство переориентировалось на освоение федерального бюджета, мы действительно вошли во многие программы и перестали заниматься привлечением частных инвестиций. Сюда что-то приходило само по себе, особых усилий никто не прикладывал.
 
Ведущий: — Имеются в виду механизмы ОЭЗ?
 
М.Т.: — Я говорю про частные инвестиции, которые перестали приходить. Старые инвесторы пошли по кругу, кто-то перерегистрировался под закон под ОЭЗ, кто-то возвращал ранее выведенную через оффшоры выручку. Это такая схема самокредитования. Сейчас же федеральный "пирог" сдувается, качество жизни будет ухудшаться.
 
Е.Ф.: — Это не только проблема Калининграда, всей России. Вот потому я был сторонником того, чтобы был принят закон о Калининградской области. Но проблему надо решать в масштабах страны. Почему, например, жители России получают в 5-10 раз меньше за одну и ту же работу, чем немцы?
 
М.Т.: — У нас накоплено меньше инвестиций и производительность труда ниже на 15-20%, чем в среднем по России. Я живу в Калининграде, я калининградец, я имею свой особый взгляд, и партия имеет свой особый взгляд, скажем так, на проблемы Калининградской области.
 
 
Ведущий: — В чём заключается этот особый взгляд?
 
М.Т.: — Когда мы стали эксклавом, у нас изменились экономические связи и логистика, мы вынуждены жить, придерживаясь некоторых регламентов ЕС, логистика в большей степени связана с Европой, чем с Россией. Вот это "плохо" можно превратить в плюс, если Москва пересмотрит своё отношение к Калининграду. Пока же Калининград не сформировал основные принципы и стратегию как эксклавной территории.
 
Е.Ф.: — Проблемы, связанные с особым статусом Калининградской области, весят, на мой взгляд, 30%, 70% — общие проблемы РФ. Путин требует запустить нулевые процентные ставки и низкий кредит. Понятно, что это проблема для всей России, и если в Калининградской области или Москве предприниматели получат кредит в 3%, то всё попрёт.
 
Звонок.
 
 — Меня зовут Владимир Мишутин, я занимаюсь IТ-отраслью. Как выглядит лоббирование интересов? Второй вопрос: почему в калининградской ФЦП игнорируется IT-отрасль?
 
Е.Ф.: — Конкретно, опираясь на разработки калининградского правительства, я ходил по кабинетам, доказывал, что необходимо выделить региону деньги.  Это работа, которая требует определённого профессионализма. Объяснять, почему дороги в Калининграде важнее строить, чем, например, в Тамбове.
 
М.Т.: — Вопрос не в этом. Меньше надо собирать с бизнеса, давать ему развиваться, применять минимальные ставки по "упрощёнке", субсидировать процентные ставки.
 
Е.Ф.: —  Мы договорись строить АЭС, её начали строить, сейчас заморозили. Следовательно, ослаб механизм договорного процесса. А надо было продолжать работу, дожимать вопрос.
 
Е.Ф.: — Проблема эксклавности решаема путём политических переговоров об установлении особого режима, особых коридоров. Мы до сих пор не признали незаконность выхода из единого государства Литвы, Латвии, Эстонии. И надо помочь Путину решить главную проблему — если мы приравняем права предпринимателей к правам немецких, польских, литовских предпринимателей на территории России, вот это и есть нулевая ставка. Вот это и есть деоффшоризация. Нужна политика смягчения, о которой говорит, кстати, и ваша партия. Туда входит ещё целый набор: запрет на повышение налогов, рост доходов населения, всё, о чём говорил президент в майских указах, в распоряжениях и посланиях.
 
М.Т.: — Последние 8-10 лет у нас идёт вертикализация власти, полностью размыт низовой уровень муниципального самоуправления, напрочь убита предпринимательская инициатива, засилье силовых органов, все эти проверки, штрафы. У нас только 2,5% выживает малых предприятий через три года деятельности.
 
Е.Ф.: — Нулевая ставка означает поступление в экономику 60 триллионов рублей, это взамен долларовых иностранных инвестиций. Это означает для Калининграда 1-2 триллиона кредитных инвестиций. Посчитайте, сколько за триллион можно построить в Калининградской области предприятий. Можно построить пол-Японии с рабочими местами.
 
М.Т.: — Вы, конечно, махнули хорошо…
 
Е.Ф.: — Я не просто сказал дать деньги всем подряд, а дать взамен иностранных кредитов, которые нам Лондон давал. Путин сказал: замените иностранное кредитование на российское за счёт низкой ставки. Вы получите резкий рост производства и создание высокотехнологичных рабочих мест. Плюс резкий рост доходов населения.
 
М.Т.: — Слушайте, давайте в сторонке оставим Лондон, мы в Калининграде сидим. Всё, чем мы славились, и всё, чем гордились, —  это валовые показатели. Мы чуть ли не 80% телевизоров в своё время выпускали, потом нас обвиняли, что мы недобросовестно конкурируем с внутренней Россией, за это время в России развернулись предприятия-производства полного цикла, там даже материнскую плату делают для этого. А у нас просто отвёрточка была.
Е.Ф.: — Ну отлично. Вы дайте триллион денег кредитов предпринимателям Калининградской области, они вам построят сто заводов полного цикла самой высокой технологии.
 
Евгений Фёдоров
 
Ведущий: — Мы часто слышим, что главная проблема — отсутствие кредитов. Получается, триллион нам не нужен?
 
М.Т.: — Очень нужен, но где этот триллион безболезненно для инфляции взять, как его правильно разместить и как он должен обращаться. Я за национальную правильную эмиссионную политику.
 
Е.Ф.: — У нас уже 750 миллиардов долларов крутится в нашей экономике. Заменив их на рубли, вы инфляцию не сдвинете ни на миллиметр, вы просто поменяете валюту оборота. В результате вы получите тот самый триллион для Калининградской области и 59 триллионов для России в целом. Вот откуда эффект. Ноль инфляции.
 
М.Т.: — Обращение валюты связано в том числе и с товарным оборотом, экспортно-импортными операциями.
 
Е.Ф.: — Речь идёт о том, что это уже всё оборачивается на долларе внутри России, 750 миллиардов долларов уже крутится у нас, мы их просто меняем, знаки на рубли, мы не меняем торговый баланс, платёжный, ничего, мы просто становимся суверенными.
 
Ведущий: — Вы говорите про триллионы, а нагрузка на меня как на рядового жителя увеличилась: я стал больше платить за квартиру, налогов больше.
 
М.Т.: — Это монополия одной партии.
 
Е.Ф.: — У нас в экономике три четверти иностранных денег и одна четверть рублей. Национальный курс Путина означает замену долларов на рубли. Кстати, Путин запрещал повышать налоги. То, что они повышаются, есть акт саботажа, этот саботаж прямо связан с санкциями.
 
М.Т.: — На 90% муниципальные, областные советы состоят из бизнесменов: строителей, из сферы ЖКХ, торговли. На муниципальном уровне это ещё транспорт. Почему? Это предприниматели от бюджета, которые так или иначе получают доходы из или рядом бюджета.
 
Ведущий: — Почему же сигнал Путина не доходит, что пошло не так?
 
Е.Ф.: — Национализируйте российскую экономику, отмените поражение 91-го года Советского Союза в экономике, введите внутренний суверенитет. Вот вы начали свой разговор с тарифов ЖКХ и платежей. А вы вообще в курсе, кто разрабатывал эти все тарифы? Вы в курсе, что при Министерстве строительства четыре американские команды разрабатывали повышение тарифов?
 
М.Т.: — Да ничего подобного. 90% роста тарифов — это коррупция, залезьте в баланс любого ГУПа, МУПа, вот там вся коррупция и происходит.
 
Е.Ф.: — Коррупция есть результат определённых правил, которые разрабатывали граждане США в статусе советников. Мы живём по правилам, прописанным в Конституции. Мы предлагаем отменить правило 1991 года о внешнем управлении. Вот и всё. Отмените правило — и не будете жить по указке американцев. Исчезнет коррупция.
 
Михаил Трушко
 
Ведущий: — Новый закон о Калининградской области сможет изменить ситуацию в регионе?
 
Е.Ф.: — Нужно обнулить налог на прибыль, по крайней мере на какой-то период, ввести льготы по таможенным платежам, освобождение от уплаты таможенных пошлин. Это не противоречит ВТО.
 
М.Т.: — Этот инструмент не сработает с Калининградской областью. Время, когда к нам шли иностранные инвестиции, пройдено.
 
Е.Ф.: — Почему в российских законах записано, что иностранный инвестор в России — белый человек по отношению к туземцам и пользуется большими правами, чем российский инвестор в России. Вот в чём вопрос.
 
М.Т.: — Традиция предпринимательства в Калининградской области достаточно сильно отличается. На сегодняшний день основные рантье об Особой экономической зоне всем известны. Это два десятка предприятий крупных, которые не платили, не платят и вряд ли будут платить, потому что в случае отмены льгот они становятся неконкурентоспособными.  Для того чтобы территория развивалась, нужны налоговые доходы.
 
Е.Ф.: — Надо ориентироваться на российские инвестиции, в том числе через снижение процентной ставки до 3-5%.
 
М.Т.: — Я считаю, что на сегодняшний день у Кремля, у правительства есть все возможности снизить эту ставку. Почему это не делается? Для меня загадка.
 
Е.Ф.: — Потому что нет суверенитета.
 
Ведущий: — Может быть, ситуацию изменят новые лица в Госдуме?
 
Е.Ф.: — Задача Думы — не мешать Путину, других задач у Думы нет. Сама она по своему составу и принципам формирования локомотивом быть не может.
 
М.Т.: — Давайте распустим тогда парламент, зачем он нужен?
 
Е.Ф.: — Дума должна помочь Путину провести конституционную реформу, чтобы продолжать политику национального курса.
 
М.Т.: — Путин высказывался по многим вопросам совершенно правильно, я не понимаю, почему это не исполняется. В прошлом году Путин проводил Госсовет по малому бизнесу, а в 2016 году Титов докладывает Путину, что на 30% стало больше уголовных дел по предпринимателям малого и среднего бизнеса, по предпринимательским статьям.
 
Е.Ф.: — Вопреки командам Путина.