Российские власти прогнозируют дефицит бензина из-за "серого импорта" через Белоруссию. Об этом пишут "Известия".
Эти схемы могут привести к дефициту нефтепродуктов на внутреннем рынке и соответственно росту цен.
Издание пишет, что под давлением Москвы в марте белорусские власти начали "наводить порядок" на местном топливном рынке. Вслед за этим в российском правительстве потребовали от отечественных компаний прекратить "неоправданные" поставки нефтепродуктов в Белоруссию.
В последнее время объемы поставок российских нефтепродуктов в Белоруссию резко возросли.
Дочка "Татнефти" - компания "Татнефть-Транс" поставила в январе этого года в Белоруссию 25 тыс. т бензина. Хотя "Татнефть" имеет в республике собственную розницу. Такого количества бензина им бы хватило лет на двенадцать.
Для сравнения: "Роснефть", которая тоже имеет розницу в Белоруссии, поставила за тот же период около 360 т топлива. "Лукойл" также отправил в Белоруссию весьма крупные объемы бензина — более 28 тыс. т. Это также сильно превышает потребности розничной сети, которую компания имеет на территории республики.
Трейдеры объясняют возросшие поставки на белорусское направление серьезной выгодой. В пересчете на тонну и за вычетом маржи розницы и оптовиков разница меньше 10 долларов. Другое дело, что на заправках Киева литр стоит гораздо больше, такая же ситуация и в Варшаве. Другими словами, значительная часть российского топлива уходит на Украину и в Европу, причем, поскольку Белоруссия входит в Таможенный союз, поставки туда не облагаются экспортной пошлиной и с них не взимается акциз.
Эксперты отмечают, что хотя сегодня в России нет дефицита бензина, правительство должно следить и за балансом, и за наполняемостью бюджета. А в последнее время немало российского топлива уходит за пределы Таможенного союза именно с территории Белоруссии как местный бензин. Три года назад между Россией и Белоруссией уже возникали серьезные разногласия по поводу реэкспорта — республика продавала за границу российские нефтепродукты под видом "растворителей" и "разбавителей".
Объем поставок топлива с "растворителями" огромных объемов. Только на Украину в январе–августе 2012 года было поставлено на миллион тонн больше "белорусского" топлива, чем за тот же период годом ранее. Потери российского бюджета оценивали в 1,5 млрд долларов.