С Евгением Печерским мы знакомы давно, разговоров «за жизнь» выговорено немало, но «официальное интервью» с художником — первое. Впрочем, общение получилось как всегда теплым и неформальным. Крепко сложенный сибиряк Евгений Печерский традиционно встречает гостей чаем, заваренным на горьких лечебных травах, моментально устраняющих любую нечаянную простуду.
Процесс создания картины — его можно как-то формализовать, дать описание?
Нужны плоскость и карандаш. В отличие от писателей и поэтов мне, как художнику, гораздо легче провоцировать себя на творчество. Процесс начинается с механической работы. Как только происходит соприкосновение бумаги и кисти, начинает работать голова. Приходит некое вдохновение, хотя я и не люблю этого слова. Считаю, что вдохновение — это очень вредный миф. Если обратиться к истории искусства, можно понять, что все великие художники были «пахарями». Вдохновение к художнику никогда не придет, если не будет простейшего механического процесса. Когда мне не хочется прикасаться к бумаге, я нахожу себе другую работу, косвенно связанную с творчеством. Например, делаю подрамники.
Готовый образ приходит сразу?
Нет. Я делаю несколько вариантов одной и той же темы, экспериментирую с цветом и формами. Окончательный результат может существенно отличаться от первого эскиза. Каждая последующая работа как бы завершает предыдущую и в итоге облекает идею в состоявшийся образ, к которому больше не нужно ничего добавлять. У меня лежит специальная папка с набросками и эскизами. Я фиксирую все, что приходит в голову, даже если не могу завершить идею сию секунду. Если не получается — не надо дергаться, просто отложи до лучших времен.
С годами листов в этой папке становится меньше?
Больше! Сейчас у меня лежат штук 200 листов, которые я бы хотел завершить в скором времени. Раза 3–4 в году я пересматриваю наброски, что-то выбираю и довожу до конца. Расскажите про технику фроттаж , в которой работаете.
На самом деле с ней знакомы многие — монетку графитом через бумагу «пропечатывал», пожалуй, каждый ребенок. Собственно, это и есть фроттаж. Я говорю, что у меня «авторская техника», потому что работаю в «обратном фроттаже», используя краски — акрил или гуашь. Беру фактурную бумагу, натираю ее белым воском и затем заливаю краской. Там, где к бумаге воск не прилип, проявляется краска. Аккуратно стираю слой, проглаживаю лист утюгом, чтобы выпарить остатки воска, и снова заливаю краской. И так можно делать многократно. Когда гармония, на мой взгляд, достигнута, картина готова.
По вашему мнению, почему в современном искусстве так много абстракции?
Согласно моей версии, искусство две тысячи лет развивалось традиционно, а затем, в конце XIX века, перевернулось с ног на голову, появились революционные техники, которые плавно заменили художественный процесс, связанный с отображением реального мира, и позволили отображать его более точно. Появились фотография, компьютер, при помощи которого тоже можно рисовать. Компьютерная графика на выставках современного искусства — дело обыденное. Абстракция дает пищу для мышления на ассоциативном уровне.
о многим творческим людям идеи приходят во сне. Какие сны вам снятся?
Страшные. Помню, как однажды мне приснилось что-то похожее на ядерную войну, возможно, наложил отпечаток мой визит на выставку немецких художников-сюрреалистов, посвященную ужасам войны. Приснилось, что в Сибири, откуда я родом, на меня надвигается красное небо. Я понимаю, что это масштабный пожар, беру своего маленького ребенка, выскакиваю во двор и выкапываю яму. Кладу туда дочь, ложусь сам и чувствую, как по спине идет жар. Жутко... Но это было давно, сейчас сны почти не снятся.
К вопросу о детях. Что необходимо сделать в жизни, кроме трех основных пунктов — сына, дерева и дома?
Дерево я посадил, дом понемногу достраиваю, а две дочери вполне могут сойти за одного сына, да? А вообще, все это условности, кем-то придуманные... Если три дерева посадил — то герой? А если дом за домом строишь — вообще святой? Жизнь предполагает множество компромиссов. Я занимаюсь тем, что умею. Я обладаю способностью, даром, мне не принадлежащим, а данным свыше, и распоряжаться им нужно очень бережно. И дай Бог остаться до конца чистым, не свернувшим со своего пути.
Ваша аудитория — кто это?
Мои картины покупают люди, которые могут себе это позволить, интеллектуальная элита. В основном работы продаются на выставках за рубежом. Многие картины я дарю.
Что вызывает желание их дарить?
Расположение и доверие к получателю.
Поль Гоген хорошо сказал на эту тему: «Всегда жалко расставаться со своими картинами. Как с родными детьми, ей-богу. Но когда они попадают в хорошие руки, я очень за них рад».
На ваш взгляд, молодые калининградские художники талантливы?
Определенно! Я полгода проработал преподавателем на факультете графического дизайна в БФУ и остался в полном восторге. При просмотре работ 3-го курса я высказал уверенность, что необходимо делать авторские выставки. Год назад мы устроили что-то подобное и провели Первый международный фестиваль молодых художников «Арт-сессия». В октябре в Художественной галерее должна состояться вторая выставка, но с более узким возрастным цензом участников. Если раньше авторам работ было от 16 до 35 лет, то в этом году участие примут только студенты. Это правильнее, затруднительно «раздавать слонов» на равных уже состоявшимся художникам и студентам.
1.Поступательное движение, 2006 г. 2.Знак рыбы, 2008 г. 3.Метафизический натюрморт
на тему Дж. Моранди, 2012 г. 4. Yellow Submarine, 2012 г. 5.Уроборос, 2012 г.