Мальме — третий по величине город Швеции и столица региона Скания. Среди прочих скандинавских городов он знаменит большим количеством мигрантов (каждый третий житель родился за пределами Швеции) и 8-километровым мостом через залив Эрисунн — "бутылочное горлышко" Балтийского моря, как называют его скандинавы. На другом берегу Копенгаген — столица Дании. Вот, пожалуй, и все, что я знала о Мальме, отправляясь в учебную поездку по приглашению Информационного бюро Совета министров Северных стран (Norden). Учиться мне предстояло "основам креативной экономики", и если уж не понять, то хотя бы посмотреть на скандинавскую медиаиндустрию. Мальме в этом случае — город весьма показательный. В прошлом веке добрая часть его жителей строили корабли, теперь приоритетное направление — продукты интеллектуального труда. И шведские власти создают все условия, чтобы "умные продукты" создавались и развивались.
Всё напоказ
Здание бизнес-инкубатора Media Evolution — самый "прозрачный" офис, который мне довелось видеть за время поездки. Старое фабричное здание с высоченными потолками, обилием света и офисной жизнью напоказ. Все помещения разделены стеклянными перегородками, максимально просто и функционально обставлены. Шведы любят яркие цвета и с удовольствием наполняют ими свои дома и рабочие пространства. Media Evolution напомнил мне бизнесмуравейник, ведущий хорошо организованную, размеренную жизнь. На 7 500 кв.м находятся офисы более ста компаний. Некоторые из них занимают приличные по местным меркам помещения на 7–10 рабочих мест, офисы других арендаторов — это одинединственный стол. В Media Evolution действует система абонементов, к примеру, можно купить полугодовую карту и пользоваться рабочим местом в течение 20 дней. Стоимость одного дня аренды — 300 шведских крон (около 1 400 руб.). За эти деньги креативная личность (арендовать помещения могут только работники медиаиндустрии) получает стол, Wi-Fi, возможность пользоваться оргтехникой; небольшой сейф для документов; почтовый ящик для корреспонденции. К этому добавляются право арендовать с 40%-ной скидкой один из восьми конференц-залов и сытный бизнес-ланч по приемлемой цене в местном ресторане. В многолюдных офисах есть собственная кухня с микроволновкой, чайником, кофеваркой и холодильником.
В общем ряду
Все офисы оформлены в едином стиле. никаких "директорских" кресел. Владельцы здания, а это частная компания, работающая под неустанным контролем мэрии Мальме, наняла для оформления здания дизайнерское бюро, которое проработало все, вплоть до цвета подносов в ресторане. Главный заказ, который получили дизайнеры, — в Media Evolution должно быть удобно всем: и тем, кто пришел на работу с собакой, и тем, кто приехал на встречу с ребенком . Кстати, о холлах. Это не просто транзитная зона, а полноценно функционирующее пространство. Длинные желтые столы, установленные вдоль стен, во время бизнес-ланча занимают сотрудники Media Evolution, которые как по команде покидают свои рабочие места и устремляются к термосам с кофе. Это же пространство спользуется как выставочная площадка. Во время нашего визита молодая дизайнерская компания из Мальме монтировала огромные деревьясветильники. Это своеобразные "полевые испытания" перед установкой таких же деревье в Стокгольм ском аэропорту "Арландо".
Настольная живопись
Одна из услуг для арендаторов Media Evolution — возможность задействовать для встреч и мозговых штурмов конференцзалы. Так шведы называют изолированные от посторонних шумов, а при желании и взглядов, помещения. Самый маленький рассчитан на 2–4 человека, и там нет ничего, кроме дивана, журнального столика и лампы над ним. Самый большой — на 120 человек, и там нет ничего, кроме стульев, пуфов, экрана и проектора. А вот конференц-залы среднего масштаба весьма любопытны. Столы, за которыми сидят участники встреч, служат доской для записей, на которой можно рисовать маркером. Писать можно и на стенах. Все записи сканируются специальным сканером и переносятся в компьютер — ни одна, даже случайная гениальная мысль в Швеции не пропадает даром.