Таинственные переплетения снов и яви, реальности и галлюцинаций, абсурдистское выворачивание натюрмортов и окружающих пейзажей — это то, что мы привыкли понимать под сюрреализмом в искусстве. В живописи сюрреальность четко ассоциируется с растекающимися часами на картине "Постоянство памяти" Сальвадора Дали или огромными ходячими рыбами Рене Магритта. В Калининграде линию то ли художников, то ли попросту галлюцинаторов продолжает Александр Шах Ин.
— Вы мое имя поставили рядом с двумя мега-личностями, — не лукавя, удивляется Шах Ин, — хотя... Несмотря на известность и явный вес этих двух именитых мастеров, у меня перед ними есть преимущество — я жив и продолжаю творить. В свое время я выбрал сюрреализм для себя, потому что, на мой взгляд, это единственное направление, в котором можно всё. Однажды назвав себя сюрмейкером, я часто прикрываюсь этим, делая странные вещи в жизни. Многие привыкли и уже не удивляются.
На его картинах можно увидеть черепах в египетских фресках, огромные человеческие зрачки, бредущие по пустоте на крабовых ногах, а также мальчиков, помещенных внутрь слона. Психоделичность сюжетов подчеркивает минималистичная манера исполнения (вместо полномасштабных холстов Шах Ин предпочитает рисовать на обычном ватмане). Картина реального мира художника не идет вразрез с его творчеством, она так же бесхитростно иллюзорна.
— Я всегда был уверен, что кошки знают больше, чем мы. Самое страшное для человечества, если бы они рассказали нам об этом, — заявляет он на полном серьезе.
В Калининграде Шах Ин известен как один из первых, кто догадался совместить формат выставки и поэтических вечеров. Для того чтобы связать чтение стихов и собственное творчество, Александр выбрал не самый обычный формат: его картины с помощью проектора "выстреливались" в формате слайдов на огромный экран.
— Нельзя сидеть на одном месте. Нужно пробовать себя во всем, что интересно. Пускай даже это порноиндустрия, — отшучивается он по поводу своей тяги к новаторству. — Большое счастье жить именно в наш век! Отличная эпоха, я бы сказал, мультимедийная. Но я перестал смотреть телевизор четыре года назад и очень счастлив. Нет никакого лишнего мусора в голове. С интернетом все проще. Там ты сам выбираешь, что смотреть. Жалею только об одном: что не могу жить вечно. С удовольствием бы наблюдал за вековыми переменами лично.
![]() |
![]() |
На картинах художника под напором немыслимого абсурдистского коллажа его образов повседневность рассыпается на фрагменты, словно домик, построенный из детских кубиков, открывая нечто совсем иное, невидимое на первый взгляд.
— Мне нравятся коровы, — неожиданно подводит разговор к завершению автор, — по мне, так они вообще символ всего живого! Дают молоко, а его много кто пьет и много чего из него готовит.
Коров пока на картинах Шах Ина нет, но всяческие иные создания там представлены в полном достатке. Впрочем, учитывая тягу художника к постоянному развитию, не исключено, что скоро травоядные создания облагородятся сюрреальными изгибами на его полотнах. В конце концов растекающиеся на манер далианских часов коровы могли бы с полноправностью претендовать на звание сюрреалистического безумия.