Таинственные переплетения снов и яви, реальности и галлюцинаций, абсурдистское выворачивание натюрмортов и окружающих пейзажей — это то, что мы привыкли понимать под сюрреализмом в искусстве. В живописи сюрреальность четко ассоциируется с растекающимися часами на картине "Постоянство памяти" Сальвадора Дали или огромными ходячими рыбами Рене Магритта. В Калининграде линию то ли художников, то ли попросту галлюцинаторов продолжает Александр Шах Ин.
— Вы мое имя поставили рядом с двумя мега-личностями, — не лукавя, удивляется Шах Ин, — хотя... Несмотря на известность и явный вес этих двух именитых мастеров, у меня перед ними есть преимущество — я жив и продолжаю творить. В свое время я выбрал сюрреализм для себя, потому что, на мой взгляд, это единственное направление, в котором можно всё. Однажды назвав себя сюрмейкером, я часто прикрываюсь этим, делая странные вещи в жизни. Многие привыкли и уже не удивляются.
На его картинах можно увидеть черепах в египетских фресках, огромные человеческие зрачки, бредущие по пустоте на крабовых ногах, а также мальчиков, помещенных внутрь слона. Психоделичность сюжетов подчеркивает минималистичная манера исполнения (вместо полномасштабных холстов Шах Ин предпочитает рисовать на обычном ватмане). Картина реального мира художника не идет вразрез с его творчеством, она так же бесхитростно иллюзорна.
— Я всегда был уверен, что кошки знают больше, чем мы. Самое страшное для человечества, если бы они рассказали нам об этом, — заявляет он на полном серьезе.
В Калининграде Шах Ин известен как один из первых, кто догадался совместить формат выставки и поэтических вечеров. Для того чтобы связать чтение стихов и собственное творчество, Александр выбрал не самый обычный формат: его картины с помощью проектора "выстреливались" в формате слайдов на огромный экран.
— Нельзя сидеть на одном месте. Нужно пробовать себя во всем, что интересно. Пускай даже это порноиндустрия, — отшучивается он по поводу своей тяги к новаторству. — Большое счастье жить именно в наш век! Отличная эпоха, я бы сказал, мультимедийная. Но я перестал смотреть телевизор четыре года назад и очень счастлив. Нет никакого лишнего мусора в голове. С интернетом все проще. Там ты сам выбираешь, что смотреть. Жалею только об одном: что не могу жить вечно. С удовольствием бы наблюдал за вековыми переменами лично.
На картинах художника под напором немыслимого абсурдистского коллажа его образов повседневность рассыпается на фрагменты, словно домик, построенный из детских кубиков, открывая нечто совсем иное, невидимое на первый взгляд.
— Мне нравятся коровы, — неожиданно подводит разговор к завершению автор, — по мне, так они вообще символ всего живого! Дают молоко, а его много кто пьет и много чего из него готовит.
Коров пока на картинах Шах Ина нет, но всяческие иные создания там представлены в полном достатке. Впрочем, учитывая тягу художника к постоянному развитию, не исключено, что скоро травоядные создания облагородятся сюрреальными изгибами на его полотнах. В конце концов растекающиеся на манер далианских часов коровы могли бы с полноправностью претендовать на звание сюрреалистического безумия.