Константин
Золошков,
историк
В начале XX столетия кёнигсбержцам была предложена новая концепция городского жилья. Обобщенно ее можно назвать "город-сад". Пригороды Кёнигсберга — Амалинау и Марауненхоф стали полноправными районами города, и архитекторы, взявшиеся за их застройку, проявили стремление романтизировать городской пейзаж. Строения воплощались в стиле "природного" направления архитектуры модерна.
Архитекторы призывали горожан вернуться "назад к природе" и "к народной архитектуре". В моде было использование строительных традиций и цитат, характерных для национальной архитектуры германских земель, Швейцарии, Скандинавии...
В Амалинау и Марауненхофе появились многочисленные домовладения с декоративными заимствованиями из сельской и национальной архитектуры Германии и других стран Северной Европы. Для горожанина, который приобретал недвижимость в таком "народном" или "отеческом" стиле (Heimatstil), дом был воплощением здоровой и естественной жизни в сочетании с атрибутами благородства, достатка, престижа и благополучия.
Красавец-фахверк
При застройке новых районов архитекторы зачастую обращались к фахверку — типу каркасной конструкции, где несущей основой служат секции из диагональных балок из древесины хвойных пород. Они видны на фасаде дома и придают зданию характерный узнаваемый вид. Пространство между балками заполняется глинобитным материалом, кирпичом или деревом.
Фахверковые дома возводились в немецких землях начиная со средних веков. В начале XX века они получили новую трактовку. Постройки, типичные для деревенской местности, приспособили для городских условий. Фахверковые элементы стали использовать непосредственно как конструктивные и как декоративные.
Стойкий гонт
Интересные и редкие дома для современного городского пейзажа Калининграда можно видеть в районе переулка Грибоедова и улицы Ленинградской. Живописные здания исполнены в смешанной технике: первые этажи домов — каменные, а вторые — с применением гонта (материала в виде древесных пластин).
Гонт получил большое распространение в XIX веке, применялся для покрытия стен и крыш (много гонтовых крыш сохранилось в сельских регионах Австрии). В немецком строительном справочнике 1833 года этот материал представлен наряду с другими типами кровельных покрытий из древесины: кровлей из соломы, укрепленной деревянной клетью, дубовой щепой и простой доской. Применение гонта не поощрялось в городе. Считалось, что это пожароопасный материал, и его использовали только в сочетании с камнем или кирпичом. Противопожарные нормы привели к отказу от деревянных кровель. Однако время подтвердило практичность гонта и его пригодность для строительства в сыром прибалтийском климате.
В кирпичном здании на ул. Марины Расковой, 23, устроен фахверковый романтичный эркер. Балки расположены как в альпийском деревенском доме. В целом обращение к швейцарским мотивам было очень распространено. Швейцария олицетворяла природную чистоту. Также фахверковые балки в качестве конструктивных частей дома поддерживают крышу дома с одной стороны.
Типичный деревенский фахверковый дом сохранился на Каштановой аллее, 16. Здесь можно видеть основные формы перекрещивания фахверковых балок: "андреевский крест", "дикий человек", "швабская женщина". К моменту своей постройки дом с виду напоминал богатую сельскую усадьбу. Узкие оконные проемы, крытая галерея, сложная конструкция дома и в то же время максимальное стремление использовать фахверк придают этому дому романтический облик. Все эти здания являются объектами культурного наследия и находятся под государственной охраной.
Чудесным образом до сегодняшних дней сохранились крыльцо и деревянный эркер административного здания зерновых складов в Ратсхофе. Сейчас здесь располагается администрация Калининградского мукомольного завода. Под вальмовой крышей находится легкая деревянная каркасная конструкция эркера с большими оконными проемами. Снизу его поддерживает конструкция из балок, которая подпирает деревянные лаги эркера. Эркер декорирован резьбой по дереву.
Гонтовые пластины могли быть не только различных размеров, но и форм: квадратные и шестиугольные, в виде ромбовидной плитки. На здании они крепились с помощью специального клея или на особом каркасе, иногда на крючках. Для предотвращения попадания воды пластины располагались внахлест.