14:46

"Мы русских любим. Особенно женщин!" − польские шахтеры о забастовке в Бранево и отношении к России

  1. Новости
Поздним вечером 24 сентября бастующие в Бранево шахтеры получили уведомление из Варшавы. Новый премьер-министр Польши Эва Копач пообещала до 1 октября рассмотреть обращение протестующих, требовавших сократить импорт российского угля. Она поручила подготовить информацию о текущей ситуации в угольной промышленности и о мерах, которые принимает правительство и руководство угольной компании. 

Шахтеры пропустили состав из Мамоново. Напомним, 24 сентября около 200 польских шахтеров заблокировали движение поездов с российским углем на границе с Калининградской областью.

Как это было

Польские шахтеры стучали не касками, как наши в 90-е. Для громкого протеста у них имеются штили – крепкие палки, напоминающие биты. В шахтах с их помощью выкапывают уголь. Одну из них мне подарили с напутствием: "Это для вашего Путина". Сказано, правда, было беззлобно.
 
"Мы вообще русских любим. Особенно женщин, − улыбались шахтеры. − А что дорожки наши разошлись – так это так история рассудила". 

К поездке в Бранево мужчины с юга Польши подготовились основательно. На многих были ярко-красные куртки, у других – жилетки, нашейные платки. Все с надписью "Солидарность". В импровизированном лагере забастовщиков стояли биотуалеты, дымилась печка-"коксовник". Такие печки ставили в польских городах холодными зимами, чтобы прохожие могли погреть озябшие руки над горячими угольками.

Когда мы приехали, в лагере был ужин. Раздавали горячее питание в одноразовых контейнерах, свежие булки. Дружно поработав ложками, шахтеры выстроились плотной стеной для участия в прямом эфире польского новостного канала TVP Info. Без сучка и задоринки отвечали на вопросы ведущего.

Периодически мужичок небольшого роста заводил толпу "кричалками". Постукивая штилями, шахтеры скандировали: "Солидарность!", "Обманщики!" − это в адрес польских властей. Когда мимо громыхали грузовики, кто-то из толпы выкрикивал:  "Rosyjski wegiel!" − "Русский уголь!", и все подхватывали – "Злодеи!" 

По словам лидеров забастовки, шахтеры должны были дежурить на рельсах до самого утра и дальше − сколько потребуется. 

"А если состав с углем все-таки пришел бы из Калининграда, что бы вы предприняли?" – спросила я у представителя Шлоньско-Дембовской "Солидарности" Доминика Коложа.

"Он не придет!" – уверенно ответил пан Колож.

Он уверял, что если правительство не выполнит свои давние обещания, шахтеры двинутся на Варшаву, чтобы уже там стучать штилями. Сейчас бастуют горняки в закрытой шахте "Kazimierz-Juliusz", требуя возобновить ее работу. Несмотря на уверения специалистов, что угля там больше нет.

…Уезжая, мы были уверены, что парни в теплых красных куртках продержатся всю холодную сентябрьскую ночь. Но состав с российским углем и сжиженным  газом пересек границу в час десять по Москве. Шахтеры сложили пожитки и двинулись в обратный путь на автобусах, терпеливо ожидавших окончания акции.

"Жила, живет и будет жить!"

Как рассказал Доминик Колож, в Польше продается 10 млн тонн угля ежегодно, в то время, как на складах лежит 7 млн тонн польского. Как уверяют шахтеры – лучшего по качеству, но более дорогого из-за более высоких налогов. Если Польше не нужен польский уголь, шахты обречены. Одна из них, по словам Коложа, уже закрылась. На очереди другие.

"Стыдно выбивать свои зарплаты", − говорит Роман Брудински, бывший шахтер из местечка Ястшембе Здруй (Ястребиный родник). Именно там в 1980 году был подписан пакет документов под условным названием "Гданьские соглашения". Польское правительство официально признало права рабочих на создание независимых профсоюзов и забастовки. Через несколько дней после этого появилась "Солидарность", традиционно пользовавшаяся  мощной поддержкой горняков.  

"Смотрю, сильна еще у вас "Солидарность", − отметила я в разговоре с Домиником Коложем. – Вон какие парни горластые".

"Солидарность" жила, живет и будет жить!" – казалось, пан Колож был уверен в своем профсоюзе не меньше, чем когда-то, в мятежных 80-х, в нем не сомневались нынешние почтенные пенсионеры. 

Компании банкротятся

Однако польский портал Biznes.pl утверждает, что профсоюзы несколько лукавят, говоря и о своих заслугах, и о состоянии польской горно-добывающей отрасли. 

"Угроза банкротства дающей работу 47 тысячам человек компании "Kompania Wéglowa" − не туманная перспектива, − говорится в статье на Biznes.pl, перевод которой размещен на сайте Польского культурного центра в Калининграде. − В прошлом году компания имела более 1 млрд злотых потерь на продаже угля".

Сегодня компания  держится за счет государственных субсидий. У нее покупает шахты другая государственная компания − "Jastrzębska Spółka Węglowa", за что польский Сейм  отсрочил уплату ею долгов. Однако, по словам председателя правления компании Мирослава Тараса, даже при таких условиях компания продержится только до декабря. Если ничего не изменится, она заявит о своем банкротстве. При этом профсоюзы против урезания социальных выплат, которые производит предприятие, против увеличения времени работы шахт до семи дней - что позволило бы не стоять без дела дорогому оборудованию и переместить шахтеров из неприбыльных шахт в более доходные.

По мнению Biznes.pl, в такой ситуации импорт угля – хоть российского, хоть украинского − вполне логичная вещь.

Однако так или иначе – на этот раз польские профсоюзы одержали победу и отстояли свою точку зрения. По крайней мере, до 1 октября в "угольной войне" наступило затишье.