17:51

Кустодиев: "Праздник, который всегда с тобой"

  1. Новости

В судьбе Кустодиева был еще один примечательный момент. В детстве ему необычайно повезло: его горячее стремление стать художником было увидено и поддержано. Сначала матерью, оставшейся вдовой, когда Боре был всего год. Выбиваясь из сил в вечной борьбе с нищетой, она все же постаралась привить четверым детям интерес к искусству. А потом Борису помог петербургский родственник, который вызвался оплачивать для него курсы любителей живописи, открытые по инициативе астраханского художника П.Власова. Удивительно – мальчишка из провинции, которому был уготован совсем другой жизненный путь (Кустодиев учился в духовной семинарии, куда прошел по стопам отца), смог пробиться к своей мечте. Он бросил семинарию и поступил в Петербургскую академию художеств, где старательно учился и был замечен самим Ильей Репиным.

…Скажешь: «Кустодиев» - и сразу вспоминаются розовощекие купчихи, пышнотелые красавицы, цветастые шали, пестрые балаганы, искрящийся снег. Его картины – сплошной праздник: художник любил народные гулянья, ярмарки, театр. Особо он любил тему чаепитий. Его знаменитая «Купчиха за чаем» была написана в 1918 году, когда страну потрясали бурные события, однако ничто на этом полотне не напоминает о тех временах. Кустодиевская красавица, степенно сидящая за самоваром, стала символом русского быта, стабильности и душевного равновесия.

Однако мало кто знает, что свои самые оптимистичные полотна Кустодиев написал, будучи глубоко больным человеком, инвалидом, прикованным к постели. Он много лет страдал костным туберкулезом и под конец жизни едва мог держать в руках кисть. Брат живописца, инженер по образованию, придумывал для него различные приспособления, чтобы облегчить страдания, и даже соорудил маленький смешной автомобильчик, позволявший Борису Михайловичу выезжать из дома.

Однако Кустодиев никогда не жаловался и всегда сохранял жизнелюбие. Он обожал свою семью и много раз писал жену Юлию и детей, Ирину и Кирилла. Трогательные, светлые работы, в которых художник откровенно любуется своими родными, вызывают острейшее чувство нежности к этим уже ушедшим от нас людям. 

В конце жизни, уже при Советской власти, в творчестве мастера появились новые образы. Кто не знает его величественного большевика, возвышающегося над городом, его матросов и солдат. Федор Шаляпин, знаменитейшие портреты которого принадлежат кисти Кустодиева, писал о своем друге: «Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью кра¬ски».

А еще он очень любил свою родную Астрахань и всей душой рвался в те места на Волге, где впервые окунулся в атмосферу пестрого, яркого провинциально и деревенского быта. «Если бы ты знала, как мне хотелось в Астрахань, - писал он своей сестре из Крыма, - я бы теперь и 10 Ялт, и столько же Черных морей променял бы на Астрахань... Думаю, что у меня и душа-то по природе астраханка»…