09:02

Неразгаданная красота Боттичелли

  1. Новости


Алесcандро ди Мариано Филипепи – так на самом деле его звали. Прозвище Боттичелли – «бочонок», изначально принадлежало вовсе не ему, а старшему брату Джованни. После смерти отца этот увалень стал главой семьи, и «бочонками» стали звать всех его братьев.
Ах, как не вяжется грубоватое прозвище с утонченной живописью великого Сандро! Специалист по итальянскому Возрождению Г. фон Аллеш пишет: «Что касается нежного изящества его Мадонны и ангелов, то об этом писалось уже часто, и многие не видели в его картинах ничего, кроме именно этого. Таким образом, мы лишь упомянем об этом, добавив, что он умел также сообщать своей красоте характер знойности. Стройное становится у него хрупким, утонченное – болезненным. Больше всего он любит пряную красоту весны. Его увлекают острые локти и худощавые плечи молодых девушек; в своем увлечении он развевает их одежды и застает в неосторожных положениях. Он погружается в блестящие взоры юных ангелов, его приковывают воспаленные уста Мадонны, он следует за нежной ее рукой, скользящей по телу младенца».
«Весна» и «Рождение Венеры», где все кажется яснее ясного – прекрасные, чистые лица, изящные фигуры, тонкие пальцы, тщательно выписанные детали – вот уже несколько веков заставляют искусствоведов ломать головы. Ибо, показав нам иную, не увиденную другими живописцами Ренессанса, красоту, Боттичелли лишь чуть-чуть приоткрыл ее тайну. Его картины очень аллегоричны и полны философского подтекста.
Великий флорентиец творил во времена расцвета родного города, находясь под опекой правящей семьи Медичи. Он был дружен с Джулиано Медичи. Образ возлюбленной Джулиано, красавицы Симонетты Веспуччи мелькает на шедеврах Боттичелли. Впрочем, может быть, это вовсе не она: художник никогда не писал Симонетту при ее жизни, считая, что недостоин изображать такую красоту.
На склоне лет Боттичелли испытал глубочайший душевный кризис, связанный отчасти с обличительными проповедями Савонаролы, захватившего власть во Флоренции в конце XV века. Савонорала призывал бороться с расточительством, в городе полыхали гигантские костры, в которых гибли не только предметы роскоши, но и произведения искусства. Кто знает, сколько гениальных картин, в том числе и Боттичелли, сгорели в этом адском «очистительном» пламени… Когда Савонарола был казнен, художник написал свое знаменитое «Мистическое Рождество», где люди братаются с ангелами, а у их ног корчатся пронзенные шестами черти – побежденные, но все же живые…
Сам гениальный живописец не имел ни жены, ни детей. Он умер в бедности и болезнях, пережив горячо любимых друзей. Его биограф, Джорджо Вазари, писал, что мастер стал «так сутул, что он был должен идти при помощи двух палок».