12:11

Калининградский школьник готовит к запуску ракету

Калининградский школьник готовит к запуску ракету - Новости Калининграда
Автор изобретения — лицеист Иван Хохряков, который сейчас постигает глубины естественнонаучных дисциплин в Центре развития одаренных детей, пишет "Комсомольская правда в Калининграде".
Уже неделю в поселке Ушаково Гурьевского района работает Летняя школа для одаренных детей.

В физике не только юноши

В Центр развития одаренных детей приехали 100 учащихся со всей Калининградской области. Это победители и призеры всероссийских олимпиад школьников по математике, физике и химии  и ребята, получившие высший балл по итогам обучения в Центре в текущем учебном году. Главная цель работы Летней школы - углубление и расширение знаний обучающихся по предметам математического и естественнонаучного направлений, а курирует эту работу региональное министерство образования и Калининградский областной институт развития образования.

— Среди них больше девушек, - поясняет заместитель директора центра Анатолий Петров, он ведет меня к корпусу, где у ребят проходят занятия. - Если быть точным, то девушек 59, юношей - 41.

— Существует ли конкурс в Летней школе? - меня этот вопрос больше всего волновал, поскольку как-то не хочется верить, что из пусть 7 тысяч старшеклассников региона всего 100 способны принимать математику и физику гораздо глубже, чем это предлагает школа.

— В среднем, 3 человека на место, - поясняет замдиректора.

Тихо! Идут занятия! За тем, как они проходят, легко наблюдать - коридоры и аудитории разделяют стеклянные стены. Одновременно в нескольких классах проходят занятия по математике, физике, химии. Кандидат физико-математических наук из Новосибирска Михаил Пащенко на доске рисует крестики, нолики, а ребята, замерев, всматриваются в учителя и в то, что он делает.

— Каждый участник образовательного процесса имеет право самостоятельно выбирать модули по двум образовательным блокам, - поясняет мой проводник. - Первый блок - это обязательные ежедневные занятия, которые проходят в первой половине дня (двухнедельный курс), второй блок - это учебно-исследовательская и проектная деятельность, клубы самореализации и творчества, деловые игры и тренинги. Кто-то учится рисовать, кто-то - ораторскому искусству, кто-то - танцевать.

До обеда учатся, после обеда, получается, - тоже. На дворе - жаркое лето, которое ну никак не располагает к тому, чтобы детально изучать методы малых приращений Ньютона (это тема лекций по физике) или циклоалканы (химия). Мучит ли это противоречие одаренных детей? С этим вопросом мы отправляемся к психологу, только что окончившему Московский педагогический государственный университет Марии Батаевой.

Жажда знаний

— Мой вуз сотрудничает с российскими Центрами, которые используют особые педагогические методики, способствующие развитию одаренных детей, - говорит Мария. -  В этом году у нас в МПГУ побывал директор Центра Сергей Гоман и предложил приехать поработать с ребятами в Калининград. Я и еще двое студентов из моего университета с удовольствием приняли это предложение. Отработав несколько дней здесь, могу признаться - очень хочу вернуться сюда еще. Это очень интересное место, здесь удивительные ребята.

— Насколько сложнее или проще работать с калининградцами?

— Как правило, на командообразование уходит, в среднем, три недели. Здесь же первым моим удивлением стало то, что не нужно тратить время и силы на формирование команды. Ребята приезжают сюда с колоссальной жаждой знаний. Чтобы утолить эту жажду, они сразу готовы дружить, общаться, доверять друг другу, помогать. Для них учеба - это не труд, это жизнь понимаете. На этом фоне  я работаю над своей главной задачей - создать семью в отряде.

— Поделитесь, до вашей главной цели еще далеко?

— Как раз вчера, на релаксе, когда ребята делились друг с другом, что их порадовало, огорчило за прошедший день, я поняла, что цель достигнута, семья есть! Для меня это большая радость, огромный результат. И я очень благодарна ребятам за доверие, за теплоту. Хотя они - подростки, и в таком возрасте велико желание закрыться.

К разговору подключаются психологи, ученые из МГУ им. И. Ломоносова – Сергей Леонов и Александр Веракса. С ними обсуждаем еще одну стороны жизни одаренных детей - их адаптацию в социуме после Летней школы. Ведь пролетят эти две недели, дети вернуться домой, с сентября начнется школа, все тот же класс, все те же учителя. А ребенок, получив за две недели много знаний и опыта, возможно, не будет знать, как себя вести…

Ученые заверили, что их главная цель работы с детьми - как раз научить их адаптироваться в социуме, развивать в них коммуникативные навыки.

Изобретения полезны

В перерыве между лекциями знакомимся с юными учеными. Иван Хохряков учится в ШИЛИ, а Сергей Сапрунов - в лицее № 18. Здесь, в Летней школе, они не впервые. За их плечами - выставки, форумы, а главное - они предложили научному миру Калининграда свои идеи и изобретения. Так, Иван разрабатывает ракету многоразового использования, а Сергей - электронную книгу для слабовидящих людей.

— В Америке такая электронная книга стоит очень дорого, а моя идея заключалась как раз в том, чтобы разработать в России такой проект, чтобы он стоил не дороже 8 тысяч рублей, - говорит Сергей. - Мы были в библиотеке для слепых Калининграда, спрашивали - есть ли у них такая электронная книга, мы поняли, что заинтересованность в такой книге есть. Я поделился с преподавателями, потом мы все вышли на ученых БФУ имени Канта. В результате этим проектом так много специалистов заинтересовалось, что, думаю, книгу сделаем. Сейчас ждем комплектующие, вот-вот должны привезти, и будем собирать.

Иван появление ракеты многоразового использования объясняет просто:

— Я всегда любил что-то поджечь, взорвать, вот эта тяга и привела к тому, что появилась такая идея. Консультировался я с педагогами немного, но в целом, сам занимаюсь воплощением этой идеей. Особенность идеи в том, что в большинстве случаев двигатели могут использоваться только один раз. Я же разработал двигатель многоразового использования. Этот проект готов к использованию.

Мы попросили преподавателя химии, кандидата химических наук Новосибирского госуниверситета Дениса Морозова, который читает лекции по своему предмету в Летней школе, прокомментировать изобретение Ивана.

— Я очень рад, что Иван подошел и спросил, - поделился Денис Александрович. - Потому что в теории он - прав, молодец, но для того, чтобы запускать эту ракету, нужен опыт. А тут он мог и дров наломать. Поэтому еще раз - молодец, что подошел, рассказал, спросил, и главное - будем запускать! Да, да, я думаю, что все реально, будем запускать!

По словам Дениса Морозова, педагоги и ученые из Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета здесь не случайно.

— Впервые такую летнюю школу провели в 1962 году в Новосибирском академгородке, и уже потом эта традиция начала развиваться по всей стране, - говорит ученый. - Я надеюсь, что благодаря этому движению в Калининграде в ближайшее время появится сильная физико-математическая школа, серьезная база для будущих химиков, биологов.

Преподаватель из Новосибирска отметил, что у сегодняшних 100 участников Летней школы есть шанс после двухнедельного курса оказаться в Новосибирске.
Мы попросили преподавателя химии, кандидата химических наук Новосибирского государственного университета Дениса Морозова, который читает лекции по своему предмету в Летней школе, прокомментировать изобретение Ивана.

— Я очень рад, что Иван подошел и спросил!!! - поделился Денис Александрович. - Потому что в теории он - прав, молодец, но для того, чтобы запускать эту ракету, нужен опыт. А тут он мог и дров наломать. Поэтому еще раз - молодец, что подошел, рассказал, спросил, и главное - будем запускать! Да, да, я думаю, что все реально, будем запускать!

По словам Дениса Морозова, педагоги и ученые из Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета здесь не случайно.

— Впервые такую летнюю школу провели в 1962 году в Новосибирском  академгородке, и уже потом эта традиция начала развиваться по всей стране, - говорит ученый. - Я надеюсь, что благодаря этому движению в Калининграде в ближайшее время появится сильная физико-математическая школа, серьезная база для будущих химиков, биологов.

Преподаватель из Новосибирска отметил, что у сегодняшних 100 участников Летней школы есть шанс после двухнедельного курса оказаться в Новосибирске.
— Мы с коллегами оцениваем прежде всего потенциал калининградских ребят, - отметил Денис Морозов. - И могу сказать, что есть дети (в каждой группе по два человека - точно), которые могли бы уже с 1 сентября этого  года учиться в Специализированном учебно-научном центре Новосибирского государственного университета, с прицелом - на поступление и обучение в Новосибирске. Но в этом вопросе очень многое зависит от родителей - смогут ли они отпустить 14-,15-летних детей жить и учиться в Новосибирске.
19