10:22

Калининград от пробок спасет «надземка»

  1. Новости

Не было бы счастья, да несчастье помогло. А именно - финансовый кризис. Безусловно, кризис затронет строительный сектор и остановит ряд крупных проектов в историческом центре Кенигсберга. К сожалению, напор крупного капитала было сложно остановить во времена благодатной экономической конъюнктуры. Новые крупные инвесторы задались целью застроить быстро исторический центр города - набережные реки Преголи, Королевскую гору, берега Нижнего озера (Замковый пруд), ну и, конечно, лакомым куском остается остров Канта (Кнайпхоф). Себя я также отношу к числу тех, кто считает, что на всех этих местах надо строить, но строить только то, что было в Кенигсберге, реконструировать и воссоздавать исторический облик города, как это было сделано в Гданьске, Дрездене и других городах Европы, сильно пострадавших в годы Второй мировой войны.  
Однако прежде чем решиться на застройку пустующего исторического центра города, необходимо решить проблему транспорта, точнее, отсутствия отлаженной системы публичного транспорта в Калининграде.

Эксперты из Белоруссии


К сожалению, после распада СССР развитие сети калининградского общественного транспорта было брошено на самотек. Городские и региональные власти сосредоточены в лучшем случае на строительстве новых дорог и реконструкции старых. Однако нет ясной цели, чего мы хотим в конечном итоге. Может быть, даже цель есть - предотвратить «транспортный инфаркт» города. Однако нет конкретного плана действий.
В декабре 2008 года на сайте администрации Калининграда появилась информация о том, что «Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейверов на транспорте» выполнила заказ городской администрации по анализу проблем транспортной системы Калининграда. В ходе исследования «белорусские специалисты сопоставили характеристики маршрутной сети Калининграда с сетями наиболее близких по численности населения, климату и другим параметрам городов Гетеборга (Швеция) и Витебска, а также Минска». Ознакомившись с итогами этого исследования, можно констатировать, что оно подробно описывает транспортные проблемы Калининграда, но вот решений предлагает мало. Вообще, странным является также и выбор городов для сравнения - два белорус-ских и шведский город. Почему? И почему выбрали белорусов для этой задачи? В свое время Калининград был спроектирован немцами, в том числе его транспортные артерии, поэтому не лучше ли было найти специалистов для этой задачи в Германии, например в Берлине, транспортная система которого в свое время была перенесена кенигсбергскими градостроителями на нашу землю?

 

Есть вокзалы, есть рельсы

Кликните, чтобы увидеть в полный размер

Хотелось бы высказать на этот счет несколько своих собственных суждений, на основе немецкого опыта. Калининграду нужна «надземка» или, как обозначают ее в Германии, «S-бан» (S-bahn - Schnellstadtbahn - городская железная дорога). В 90-е годы была разрушена вся транспортная система Калининграда. Сегодня все разрозненно - трамвайно-троллейбусное предприятие - само по себе, частники на маршрутках и автобусах - тоже сами по себе. Каждый в одиночку решает свои проблемы. Сегодня очевидно, что автобусы не станут решением транспортных проблем города. Автобусы и маршрутки точно так же стоят в пробках, даже на новых дорогах. Поэтому и нужен «S-бан». Три ветки уже существуют в нашем городе. К примеру, первая: Гурьевск - Северная Гора (Кутузово-Новое) - ботанический сад (выход на улицу Горького) - Северный вокзал - областная таможня - Южный вокзал - мясокомбинат - Борисово (остальные маршруты смотрите на карте. - Ред.). Все названные станции уже есть, причем со времен почтенного Кенигсберга. Есть вокзалы. Есть рельсы. Однако используется все это не так, как проектировали это немцы в Кенигсберге.


Ввод «S-бана» в эксплуатацию создаст большое количество рабочих мест. Сначала появится работа на строительстве, а потом при эксплуатации. При этом «строительство» беру намеренно в кавычки. Нужно всего лишь навсего в отдельных местах положить рядом вторую колею, построить несколько новых остановочных пунктов - и готово. Этот проект даст большие инвестиции в развитие города, позднее - поступления в казну и самое главное - рабочие места. Плюс - решение проблемы пробок. Несомненно, этот проект по затратам будет многомиллионным (в евро). Так и здорово! Именно этот проект может стать хорошим лекарством во времена финансового кризиса, последствия которого мы ощутим сильнее в 2009 году. Вне всякого сомнения, такой проект должно финансировать государство - Федерация и область.