09:43

Восход солнца как основа нового искусства

  1. Новости
Я проеду по желтым пейзажам
Вдоль полей в пору жатв,
И октябрьские листья адажио
Надо мной закружат.

Мне не хочется в синий лес,
В черный бор не хочется мне,
Я во власти гогеновых грез,
Меня манит Моне.
Александр Дольский



У Эмиля Золя есть роман «Творчество», посвященный Моне. Это книга о любви - о любви к искусству и любви к женщине. Две страсти были основой жизни молодого парижского художника Клода, они словно боролись за право целиком и полностью обладать его душой. Кто победит? Живая, любящая, прекрасная Кристина или та вечная натурщица, которой посвящал все свои дни Клод? Победила страсть к живописи. Жена и маленький сын Жак остались где-то за гранью его существования. Страшная кульминация романа наступает в момент смерти Жака. Клод пишет картину «Мертвый ребенок», которую не принимает жюри парижского Салона. Отчаяние охватывает Клода, его попытки наладить отношения с Кристиной и вновь поймать волну вдохновения остаются бесплодными. Безумный Клод кончает жизнь самоубийством…

Судьба Моне была не столь трагична, однако ее не назовешь простой: в молодые годы Клоду пришлось так же сражаться с нищетой, пытаясь заработать на кусок хлеба для своей семьи - жены Камиллы и маленького сына. Камилла, как и Кристина у Золя, безропотно разделила со своим мужем все тяготы. От постоянного недоедания и переживаний она тяжело заболела и умерла молодой вскоре после рождения их второго ребенка. Таким образом, Клоду Моне тоже пришлось заплатить за страсть к творчеству.

А ведь его жизнь могла бы сложиться совсем по-другому. Клод родился в семье простого бакалейщика, и родители никогда не помышляли, что их сын станет художником. Они мечтали о более приземленной профессии, позволявшей иметь постоянный доход. Но Клод упорно шел к своей цели, даже когда не мог обеспечить для своей семьи стол и кров. Его работы уже оценила парижская публика и критика, однако коммерческий успех могло гарантировать лишь признание Салона - официальной выставки французских живописцев. Но Салон словно не замечал новое искусство, у которого еще не было названия. Оно, это название, появилось в середине 1870-х годов, после выставки, на которой Моне показал свою картину «Впечатление. Восход солнца». Впечатление - по-французски impression. «Импрессионизм», - бросил походя один из модных критиков. Неологизм прижился, и сегодня трудно представить мировое искусство без танцовщиц Дега, купальщиц Ренуара, пейзажей Сислея и, конечно, без кувшинок, цветущих роз и утопающих в тумане тополей и замков Клода Моне. Он любил писать один и тот же вид в разное время суток, пытаясь уловить тончайшие колебания воздуха и света. В результате мы имеем возможность любоваться, к примеру, тихой жизнью кувшинок в имении художника. Он обожал цветы и лично разбивал цветники у своего дома в Живерни, который вот уже больше 20 лет открыт для многочисленных туристов со всего света.

…И раз уж мы начали разговор о Моне с литературы, то логично было бы и закончить его на той же волне. Рекомендую: в 2003 году в свет вышла прелюбопытная книжка Клер Жуа и Жан-Бернар Нодена «Моне. За столом импрессиониста». Она о жизни Клода Моне и его жены Алисы в Живерни. С точки зрения гастронома и не только…