08:41

Великий чернец Андрей

  1. Новости

В какую же эпоху жил Андрей Рублёв, чем знаменательны те времена? На рубеже веков, XIV и XV Московское государство было на подъеме. Уже имелись книгохранилища, в почете стали писатели, зодчие, живописцы. Строились самые знаменитые соборы Московского Кремля - Успенский, Благовещенский, Архангельский. Появились привозные византийские иконы. Москва стала отчасти напоминать Рим: в столицу приглашали для работы лучших художников - русских и греческих.
8 сентября 1380 года произошла Куликовская битва, во время которой была одержана первая победа над татарами, истязавшими страну. Однако татарские набеги продолжались, в 1407 году Русь пережила нашествие Едигея. Страшная болезнь - моровая язва - дважды обрушивалась на Московское государство. Однако сильны были уже надежды на лучшую жизнь и мысли о мире и единство русского народа. Началась эпоха расцвета искусства.

Как писал один из исследователей творчества Рублёва, он был человеком «Святой Руси, своего государства и выражал чувства и мысли своих современников. Он говорил языком родного искусства, основываясь на традициях московской живописи, получившей в его произведениях блестящее развитие». Режиссер Андрей Тарковский создал своего Рублёва - будучи, кстати, в возрасте Христа. Когда в начале 70-х фильм «Андрей Рублёв», пробившись сквозь препоны цензуры, вышел на экраны, он вызвал яростную критику, в том числе Александра Солженицына. Молодых авторов обвиняли в фактических ошибках и неловкостях. Однако до сих пор не удалось со стопроцентной точностью установить детали жизни иконописца и авторство многих произведений. Проблема, в частности, в том, что русские мастера иконописи не подписывали свои творения, чтобы не впасть в грех гордыни. Иконы и фрески горели в огне пожарищ, исчезали бесследно, страдали от времени и плохих условий. Реставрировать их по всем правилам науки начали лишь в начале XX века. Знаменитую «Троицу» Рублёва, на которой великий мастер с математической точностью разместил три знаковые фигуры, в 1904 году доверили расчистить известному живописцу и знатоку древнерусского искусства В. П. Гурьянову. Непросто было убедить монахов Троицкого монастыря, где хранилась святыня, что это икона именно кисти Рублёва, и добиться разрешения расчистить ее. «Но реставратор настоял на своем и, осторожно удалив потемневшую олифу, сняв несколько слоев краски, различил вдруг трепетное сияние голубых, зеленоватых, золотистых тонов, - пишет в своей книге «Сквозь жар души» В. С. Прибытков. - Миллиметр за миллиметром возникала из небытия подлинная рублевская «Троица»... Однако тотчас после реставрации «Троицы» монахи распорядились вновь надеть на нее золотую ризу-оклад, вновь спрятали шедевр древнерусской живописи от глаз народа». В 1918 году Ленин распорядился увековечить память выдающихся деятелей прошлого. Был составлен список, куда вошел и Андрей Рублёв - удивительный для той поры факт!

…Он всю жизнь писал святых, а создал целую галерею истинно человеческих характеров. Его старцы, ангелы, его Христос тоскуют, гневаются, глядят светло и наивно, как дети, по их губам пробегает скользящая улыбка… Восхищает и палитра великого мастера: его алые и охристые цвета, его знаменитый «рублёвский голубец» действительно небесного оттенка, чистый и мощный.
Обязательно приобретите этот альбом для своей коллекции - ведь это не просто история жизни и творчества гения, это история нашей страны, ее боль, радость и надежда.