15:25

Владимир Никитин: "Деятельность чиновников должна быть прозрачной"

  1. Новости

Коррупциогенный реестр


- Владимир Анатольевич, как новое антикоррупционное законодательство противодействует взяточничеству?
- В каждом субъекте Федерации принимается свой антикоррупционный план. В Калининградской области он уже принят и утвержден Губернатором в конце сентября.
В нем прописаны поручения конкретным органам власти, список мероприятий, ответственный и сроки исполнения. В частности, областной думе дано поручение ускорить принятие закона о противодействии коррупции. Он уже принят в первом чтении.
Антикорупционные законы изменяют требования к госслужащим, федеральным и мировым судьям, депутатам законодательных собраний. Последним, например, запрещается участвовать в качестве адвокатов или представителей по гражданским делам.
- Но депутаты не распределяют землю, не выдают разрешительную документацию, не проводят аукционы, тендеры, закупки – ведь именно в этих областях процветает коррупция…
- Надо понимать, что коррупция, это, прежде всего взяточничество. И самая действенная мера борьбы с этим явлением – Уголовный кодекс. Но ужесточение уголовных мер это все, же компетенция федерального уровня.
- Так что тогда остается регионам?
- Мы можем сделать прозрачной, доступной деятельность чиновников. Ведь чиновник начинает наглеть, когда его деятельность закрыта, а мероприятия, которые он осуществляет, не прописаны или неизвестны общественности. Когда же проводятся открытые процедуры, конкурсы, аукционы, тендеры, им уже гораздо сложней брать мзду. Прозрачность устанавливается системой специальных административных регламентов, которые прописывают детально работу чиновников.
Кроме этого, во всех органах власти необходимо составить реестр коррупциогенных должностей, подлежащих особому контролю. Чего греха таить, коррупциогенные должности есть. Это и распределение земельных участков, выдача разрешений на строительство, руководств госзакупками. Лица, которые возглавляют эти направления работы в органах госвласти, занимают коррупциогенные должности. И они должны быть под особым контролем. Обо всем этом прописано в антикоррупционном плане, который подготовило областное Правительство.

Чиновник под особым контролем


- К чиновникам, которые занимают коррупциогенные должности, будет, вероятно, особое отношение?
- Да. Конечно, они должны получать особые надбавки, особые премии, но их работа должна быть под непрестанным контролем и вниманием. Их доходы, имущество, обязательства имущественного характера – все это будет жестко контролироваться. Эти чиновники должны будут подавать специальную декларацию. Также контроль будет и за их ближайшими родственниками, которые также должны будут отчитываться за свои доходы. Так что переписать имущество на сына или жену станет проблематично, если и невозможно.
- Это что касается лиц, которые уже работают на коррупциогенных должностях. А как быть будущим чиновникам в «зоне риска»?
- Занятие подобных должностей также будет контролироваться. Близким родственникам запрещается находиться в подчинении друг к другу. Например, мать не может быть начальником сына, а дочь - в подчинении отца. Ну и конечно, все кандидаты должны предоставлять сведения о судимости, включая родственников. Но самое интересное требование – отныне чиновники обязаны уведомлять соответствующие органы о ставших им известных фактах коррупционных или иных правонарушений своих коллег.
- Другими словами – доносить на коллег и начальство?
- Можно и так сказать. Причем, если им стало известно о каких-либо махинациях, и они об этом не доложили, то они привлекаются к дисциплинарной или иной ответственности. Это совершенно новое положение. Конечно, доказать это не так просто, но все же. Ну и конечно, правоохранительным органам разрешается негласные проверки государственных и муниципальных служащих, а также проведение в отношении них оперативных мероприятий.

Сажать за взятки стали редко


- Хорошо, реестр составят, коррупциогенные чиновничьи должности выявят, станут их жестко контролировать. Для широкомасштабной борьбы этих мер хватит, или чего-то не хватает?
- Не хватает по-хорошему наступательной, активной работы правоохранительных органов. Я помню в советское время, когда уровень коррупции был на порядок ниже, коррупционных дел было намного больше. А сейчас огромным достижением преподносится, что в одном из районов взяли взяточницу – паспортистка за 50 долларов оформила паспорт гастарбайтеру. Или рядового таможенника взяли на посту, который брал за оформление фур мзду. Ну, сейчас взяли замглавы администрации Зеленоградска Рустама Садыкова, его обвиняют в получении взятки в 50 тысяч рублей. Вот и все.
- А целой смены таможенников, что накрыли на Куршской косе мало?
- Так их еще летом взяли. А говорить об этом будут еще десять лет. Я думаю, что каждый пост можно таким образом взять. В советское время взяточники регулярно сидели на скамье подсудимых. Всю Облпотребкооперацию посадили в свое время, начиная от начальника, заканчивая директором базы.
- Стандартное оправдание – сложно такие дела раскрывать, взятки ведь дают не на центральной площади…
- На то и должен быть профессионализм сыщиков. Думаете, в 80-х годах доказать взяточничество было легче? А сейчас есть технические средства наблюдения, прослушивания. К сожалению, за взятки в современной России стали сажать редко. А это явная недоработка правоохранительных органов.