Предыстория такова. В доперестроечный период между косой и Балтийском бодро сновал военный паром "Канонерец", доставлявший людей на "большую землю" и обратно. Да и зависимость от "большой земли" была относительной: на косе базировались военные части, была развита инфраструктура – профилакторий, магазины и даже собственная хлебопекарня.
В перестройку военные части были передислоцированы, после чего мало-помалу пришел в полный упадок и жизненный уклад. В 2006 году паромная переправа перешла от Минобороны в ведение муниципалитета. Были закуплены два ветхих парома – "Вистула" 1962 года выпуска и "Нида" 1971 года. При том, что суда старше 30 лет опасны в эксплуатации. Сегодня "Нида" – на приколе, поскольку нуждается в ремонте. А "Вистула" так беспомощна перед льдами и ветрами...
Вся их жизнь – это паром
В минувшую среду журналисты "СК" испытали это на себе. Старенькая "Вистула" пробивает себе дорогу к Балтийской косе сквозь нагромождение льдин. Дорога занимает буквально минут десять. Но, не успев причалить, жители косы начинают задумываться, будет ли путь назад. Ведь там, на "большой земле", все. Учеба. Работа. Больницы. Супермаркеты. Паром полностью зависит от превратностей балтийской погоды. Вы когда-нибудь опаздывали на последний автобус? Только сюда такси не приедет. Вы остаетесь жить на "остановке".
– Последние пять недель паром то ходит, то не ходит, – рассказывает жительница косы Татьяна Савенок, – ребенка в школу приходится водить раз в неделю. А на линейки наши дети не попадают уже третий год. Знаете, для детей обычно праздник – пропустить школу, а для наших праздник – до нее добраться!
– А еще у нас убогое снабжение, – присоединяется к разговору Элина Князькова, – за продуктами ездим в Балтийск. Нет полиции, нет медпункта, врач общей практики принимает раз в неделю. "Скорая" не может добраться из-за отсутствия переправы. Недавно умер человек: во время сердечного приступа некому было оказать ему помощь. Зато стоят на приколе катера МЧС. А представители МЧС говорят нам, что у них нет указаний перевозить с материка людей и продукты. Мы – заложники!
– При нынешней погоде практически каждый рейс парома – это экстрим, – считает капитан "Вистулы" Александр Тюлькин. – Выходить в море можно при ветре не более 13 метров в секунду и ледовом покрове не более 10 сантиметров. Однако приходится совершать переходы, даже когда толщина льда доходит до 30–40 сантиметров, а скорость ветра – до 16 метров.
Путешествие по такой "ледовой дороге" чревато последствиями: лед запросто может повредить винты. А когда снег падает в воду, у "Вистулы" перегреваются двигатели. Это равнозначно перегреву радиатора у машины. Паромы же нового поколения оснащены противоледовым поясом в районе ватерлинии, которому нипочем 30–40-сантиметровые льды, и рулевыми насадками, не дающими льдине вплотную подойти к винту. На старых паромах есть только радары, а на новых – система навигации, актуальность которой не преувеличишь: в тумане зачастую не видны даже маяки. Муниципалитету, считает капитан, вполне под силу приобрести в Литве 10-летний паром, обладающий всеми этими характеристиками, который стоит около 25 млн рублей.
Дорогая переправа
Приобретать, так сказать, б/у паром – абсолютно бесперспективно, убежден гендиректор ООО "Балтийская судоходная компания" Павел Бурков.
– Паром в отличие от машины – штучное транспортное средство, – аргументирует он. – Каждое судно строится под конкретную паромную переправу с ее конкретными параметрами.
Когда купили "Вистулу", рассказывает Бурков, ее долго адаптировали под условия Балтийска.
Вообще содержание паромной переправы убыточно, по крайней мере, так в уверяют в дирекции. Предполагалось, что правительство области будет содействовать развитию Балтийской косы как туристической зоны. Однако эта перспектива пока иллюзорна. Ведь только чтобы сохранить транспортное сообщение между Балтийском и косой, необходимо увеличить финансирование на содержание переправы. По мнению Буркова, сумма должна составлять не менее 60 млн рублей в год, из которых 50% пойдут на строительство нового парома. Альтернатива – создание муниципального предприятия по обслуживанию переправы – потребует не меньших затрат.
С этими предложениями Бурков тщетно обращался к представителям многочисленных властных структур.
Надежда, как всегда, на Путина?
– На сегодняшний день существует договоренность с командованием Балтфлота о привлечении буксиров в кризисных ситуациях, – заверяет депутат Балтийского городского округа Олег Царьков.
Однако заместитель командира войсковой части, он же глава Балтийского муниципального района Олег Сывук разводит руками:
– Предоставить буксир далеко не всегда возможно, буксиры заняты швартовкой военных кораблей.
Сывук добавляет: эксплуатировать видавшие виды паромы опасно, но и говорить о покупке нового, который тянет минимум на 100 млн рублей, не приходится. Весь бюджет Балтийска – 160 млн.
А капитан парома возражает: множество военных буксиров сегодня стоят в бездействии. Именно они должны быть всегда в резерве на случай непогоды. Кроме того, необходимо снова выделить для транспортировки людей "Канонерец". И, разумеется, подключить МЧС.
– Рядом с "Вистулой" стоит на приколе судно МЧС "Игорь Прокопчик", которому не страшны льды и ветра, – рассказывает Александр Тюлькин.
В общем, дело "за малым" – достигнуть реального, а не мифического соглашения с военными и МЧС. Это программа-минимум.
А недавно отчаявшиеся "островитяне" написали письмо на имя Владимира Путина. Пока – тишина…