Немного о личном
У меня трое детей. Старшему 22, младшему — семь. Первые роды вспоминаю с ужасом: в одной палате — четыре стонущих и орущих женщины. Конвейер, на котором ты просто кусок мяса, безропотно перемещающийся в пространстве так, как удобно медикам, а не тебе самой. То ли дело третьи роды! Помню слова акушерки, встретившей меня у порога все того же калининградского роддома №4: "Здравствуйте, меня зовут Людмила, я сделаю все, чтобы помочь вам". Федька родился довольно быстро и был тут же передан на руки счастливому отцу.
За 15 лет, прошедшие между моими сыновьями, отечественное акушерство медленно, но все же стало поворачиваться лицом к человеку. И дело не только в том, что у нас появилась возможность заплатить за качественный сервис. Кардинально меняется и сознание врачей: мы не хотим рожать по старинке, им неинтересно по старинке работать. Не всем — но немалой, полагаю, части.
В 2011 году появилось методическое письмо минздрава России о партнерских родах, где декларируются совершенно неслыханные 20 лет назад вещи: и рожать лучше вместе с мужем, и ребеночка тут же отдать маме, а взвешивать только спустя час, и даже — на святое замахнулись! — избавить роженицу от неприятных предродовых процедур, например, от клизмы.
А как нынче рожают в Калининграде? Может ли сегодня будущая мама получить услуги, соответствующие ее требованиям?
Бесплатно или за деньги?
Понятие "платные роды" — чисто обиходное. По закону, оплату родовспоможения в муниципальных и государственных роддомах обеспечивает родовой сертификат. А вот отдельная палата, телевизор и вай-фай — за это можно и заплатить.
До недавнего времени послеродовая палата повышенной комфортности в региональном перинатальном центре стоила 5-12 тыс. рублей — в зависимости от набора опций. По словам главврача центра Ивана Марчука, за пять лет самый дорогой вариант — двухкомнатный бокс с возможностью проживания там всей семьей — был востребован всего три раза. Но молодые родители готовы платить за другие удобства.
"Однако после недавней проверки КРУ нам запретили оказывать услуги такого рода, минздрав приказал открыть платное отделение, — говорит Иван Марчук. — Какое именно? Родильное? Послеродовое? Реанимационное? Ответа нет".
Будущих мам лишили также возможности выбрать врача, который будет принимать роды: в минздраве посчитали, что доктора и так неплохо зарабатывают. При этом деньги за такую услугу проводились через кассу, центр платил налоги, а персонал получал прибавку к жалованью.
Кстати, в феврале в перинатальном центре будет рожать супруга одного иностранного дипломата. Эта семья хочет быть вместе и во время, и после родов, как это принято за рубежом, она готова оплатить любые счета. Но — низззя!
...Понятно, что происходит, когда все запрещают, а спрос остается: деньги дырочку найдут. Например, уедут за рубеж, о чем мы поговорим чуть ниже.
Что касается партнерских родов, то и в перинатальном центре, и в других роддомах к ним относятся весьма положительно. Однако и здесь есть некоторые ограничения. Например, в перинатальном центре на роды не пускают гражданских мужей. Хочешь быть рядом с роженицей — будь добр предъявить свидетельство о браке. И вообще, допускаются только граждане, кто может подтвердить документально родство с будущей мамой, так что подругу или частную акушерку развернут на пороге. По этой причине в центр не пускают и частных "повитух", и неважно, кто выступает в этой роли — подруга или акушерка.
Со своей акушеркой
Ирина Курыжко — профессиональная акушерка и мать четверых детей. Старшему 22, младшему — год и пять месяцев. В Калининграде ее знают сотни женщин, которым она помогла подготовиться к родам и счастливо родить. До недавнего времени в течение многих лет Ира была едва ли единственной в Калининграде частной акушеркой, выезжающей в роддома. Кстати, получая деньги за свои услуги, она платит налоги как индивидуальный предприниматель.
"Я не подменяю акушерку роддома и тем более врача, а лишь помогаю роженице пережить боль и стресс, — говорит Ирина. — Моя задача - создать психологический комфорт рожающей мамочке".
Ира — сторонница естественных родов, при которых вмешательство медиков минимально. "В роддомах меня встречали пусть не с распростертыми объятиями, но вполне лояльно, — вспоминает Ирина. — Сложились очень хорошие отношения со многими врачами и акушерками. Из 70 "моих" рожениц всего трем понадобилось кесарево сечение, остальные успешно родили сами".
Одна из Ириных подопечных, Юлия, стала мамой в третий раз совсем недавно, 17 января. Второго сына рожала вместе с Курыжко, а вот теперь пришлось справляться без Ирины. "Я узнала, что Иру не пустят в перинатальный центр, за неделю до родов, — рассказывает Юлия. — Расстроилась, конечно. Первый ребенок у нас проблемный: врачи допустили ошибку, поэтому для второго раза искала надежного человека. Я занималась у Ирины на курсах, потом поехала с ней рожать. Все прошло хорошо. А третьи роды были тяжелыми, я все время вспоминала Иру - как ее не хватало!"
.
В последнее время Ирину перестали пускать в родильные дома Калининграда. Причина — врачи не хотят, чтобы кто-то "мешал" их работе. Озвучивали причины и более веские: дескать, Ирина пытается руководить родами, а это, случись что, грозит неприятностями, за которые юридическую ответственность несет врач роддома. Сама Ирина категорически отрицает такие обвинения. "Мое единственное желание — чтобы у наших женщин была возможность выбора, как, где и с кем рожать, и чтобы роды проходили максимально естественно и безопасно", — говорит она.
Домашние роды
Ирина Курыжко никогда не принимает роды на дому, считая их крайне рискованными. Однако, как ни парадоксально, четвертого ребенка ей пришлось рожать в своей квартире. Говорит — побоялась ехать в роддома, где к ней настроены недружелюбно.
А вот другая калининградка, Кристина, решилась на домашние роды вполне осознанно, и в этом ее поддержал муж. Несмотря на укоры родных и близких, молодая семья твердо решила: никаких медикаментозных вмешательств при появлении малыша на свет быть не должно.
"У нас люди до этого еще просто не дошли, — говорит молодая мама, — во Франции домашние роды в порядке вещей. Я ничего не имею против врачей, но считаю, что рожать надо в состоянии гармонии, дома, в спокойной обстановке, при приглушенном свете. Ведь так важно первой взять малыша, сказать ему первые слова, увидеть его быстрее всех в этом мире".
Их дочке Софии уже почти два года. По словам родителей, малышка абсолютно здорова. И уже через месяц Кристина родит еще одного ребенка. И опять дома. За помощью молодая семья обратились к частной акушерке. Назвать ее имя и расценки Кристина отказалась: "Могу только сказать, что домашние роды не дороже платных в родильном доме".
В интернете можно найти контакты частных калининградских повитух, они себя называют "духовными акушерками". Одна из этих женщин не имеет медицинского образования, она психолог по специальности. Рассказать о своей работе отказалась, мотивируя это тем, что сторонников естественных родов часто жестко критикуют. Это правда. Известный калининградский врач, начмед по акушерству перинатального центра Ирина Константинова предельно четко формулирует свою позицию: "Зачем в ХXI веке подвергать неоправданному риску мать и дитя? В родах может произойти всякое, кто и каким образом окажет помощь дома?"
За границей лучше?
У калининградцев Евгении и Виталия 5 января 2014 года родился первенец — Святослав. Малыш появился на свет в роддоме Клайпеды. Родители приняли решение рожать за границей, изучив отклики в интернете о калининградских роддомах.
"Мы понимали, что эти рассказы надо "фильтровать", но все же хотели свести риск к минимуму, — рассказал Виталий. — Выбрали клайпедский роддом. Приехали в Клайпеду 1 января, сняли апартаменты. В Литве не принято заранее ложиться в роддом, поэтому поехали туда только когда начались схватки. От обезболивания отказались, а больше никаких медикаментов врачи не применяли. Все максимально естественно".
Виталий присутствовал на родах и помогал жене пережить схватки: помогла подготовка, полученная на специальных курсах в Калининграде. По его словам в Литве вообще не принято рожать в одиночку. О своих отцовских впечатлениях Виталий говорит коротко: "Супер!" Почитайте в интернете отзывы таких же счастливых отцов, многие пишут: "Я плакал от счастья!"
Роды в Клайпеде обошлись Виталию и его жене в 1000 литов. Плюс 347 литов за сутки пребывания в клинике. По словам Виталия, больше двух дней там не держат.
Калининградка Юлия рожала первенца в Вильнюсе, а второго ребенка — у нас. Она так описала преимущества заграничных родов: "Врачи и персонал улыбаются. Палаты уютные. После рождения ребенка тебя, груженную пакетами с вещами, на третий этаж пешком не гоняют. Кормящей маме не приносят обветренную селедку и свекольник".
Смертность снизилась
На женских форумах то и дело проскакивают "страшилки" о том, как врачи в роддомах губят невинных младенцев. Обратимся к сухой статистике.
В 2013 году в областной Следственный комитет поступило два сообщения о смерти младенцев в роддомах: в первом скончался новорожденный мальчик, в перинатальном центре — двойня. "По второму случаю разбирательство не окончено, ждем заключения экспертизы", — пояснила "Клопс.Ru" старший помощник руководителя СК Марианна Андрюшина. В 2012-м таких случаев было четыре, из них три — в перинатальном центре, еще один — в роддоме № 4.
"По всем фактам были проведены проверки, а в некоторых случаях возбуждались уголовные дела по факту халатности, повлекшей смерть детей, — добавила Марианна Андрюшина. — Но во всех случаях эксперты (те же медики, по сути) делали выводы о том, что гибель детей наступила не по вине врачей. Действия последних если и не были во всем правильными, но не были причиной смерти младенцев".
Марианна Андрюшина допускает, что следственные органы знают не обо всех случаях смерти детей в роддомах, т.к. мертворожденный младенец юридически… не считается человеком и его смерть официально в органах загса не регистрируется. "В таком случае многое зависит от инициативности роженицы и ее родственников", — говорит Андрюшина.