Большой удачей может считаться то, что удалось отыскать довольно много серебряных монет. Во-первых, они помогают точнее датировать культурный слой, с которым работают специалисты. Во-вторых, среди такого рода находок попадаются довольно редкие - а оттого и весьма ценные. Как, например, солид и денар XV века - времен короля Сигизмунда Старого.

Эту свинцовую товарную пломбу можно назвать средневековой валентинкой.
Именно этот польский правитель после успешной войны с Тевтонским орденом сделал его своим вассалом и дал согласие на преобразование Пруссии в светское государство. Монеты уже с гербом последнего великого магистра и первого прусского герцога Альбрехта, относящиеся примерно к этому же периоду, также пополнили коллекцию экспонатов, обнаруженных в этом месте. А еще раньше, в 1427-1492 годах Польшей правил Казимир IV Ягеллончик, который также оставил свой след в восточно-прусской земле в виде гроша и полугроша, найденных археологами.
Но, пожалуй, самой ценной находкой пока можно считать шиллинги, которые в XIV веке чеканили гроссмейстеры Тевтонского ордена - предположительно Винрих фон Книпроде и Конрад Цолльнер фон Роттенштайн. На нумизматических интернет-аукционах их стоимость доходит до 20-30 тысяч рублей. Хотя для науки они представляются еще более ценными.

Цена на такие серебряные шиллинги на аукционах может доходить до 30 тысяч рублей.
С учетом того, что раскопки проходят на территории, где в Средние века располагались купеческие склады, обнаружение товарных пломб само по себе удивлять не должно. Но и тут специалистам улыбнулась удача. В культурном слое, относящемся к XV веку, была найдена свинцовая бляшка в форме… сердечка. Эдакая средневековая «валентинка» с оттиском герба города Гданьска. Причем изображение, как предполагается, имеет признаки «гашения» подобно позднейшим почтовым маркам, на которые после использования ставилась печать.
"Вы в нас стрелами, а вы по нам − ядрами"
Ну какие же настоящие раскопки в бывшем Кенигсберге обходятся без обнаружения «военки»! Городской район Закхайм уже подарил археологам массу предметов такого рода.
- Почему-то в этом месте найдено чрезвычайно большое количество ножей, в том числе боевых, - рассказывает начальник раскопа Евгений Калашников.
Арсенал холодного оружия дополняют «болты» - тяжелые четырехгранные наконечники для арбалетных стрел. К слову, католическая церковь в свое время попыталась запретить это «подлое» по ее мнению, оружие, разрешив применять его исключительно против язычников, но никогда - в борьбе между христианами. (Хотя, справедливости ради стоит заметить, что последние при любом удобном случае игнорировали это ограничение.) Наряду с ними в земле отыскался наконечник стрелы для лука. Судя по ромбовидному сечению, предназначенный для поражения закованных в латы рыцарей. Точно такие же несколько лет назад были найдены при раскопках на месте бывшей орденской крепости Таммов под современным Черняховском. Судя по тому, что «болты» и бронебойный наконечник лежали остриями к укреплению, стрелы были выпущены штурмовавшими его литовскими воинами. Точно так же располагались аналогичные артефакты в Закхайме.
А вот каменное ядро - это уже боеприпас для бомбард, которые стояли на вооружении Тевтонского ордена как раз в XV веке. Такими снарядами весом в четверть кило орденские артиллеристы в ответ угощали осыпавших стрелами валы Кенигсберга литовцев.
Богатый улов
В предметах средневекового быта археологи также не испытывают недостатка. Часто попадаются металлические накладки на поясные ремни и конскую упряжь. Кроме них удалось найти двусторонний костяной гребень, керамическое пряслице для веретена, сапожный, судя по всему, молоток из железа, фрагмент зубила и загадочную цепочку, материалом для которой послужила латунь.
- Похожа на шейную, но еще не факт, - предполагают специалисты.

Так выглядит "ключ от Закхайма".
Очень хорошо сохранился внушительных размеров ключ, который участники раскопок между собой именуют не иначе как ключом от ворот Закхайма. Что ж, как известно, в каждой шутке есть доля шутки.
И еще один предмет, могущий дать вполне наглядное представление о том, что представляла собой наша земля 600 лет тому назад. Хотя, скорее, тут речь может идти о воде - еще конкретнее, реке Преголя. Судя по оказавшимся в раскопе рыболовным крючкам, эта водная артерия некогда изобиловала рыбой. Причем, исходя из размеров и некоторых других особенностей указанных рыболовных приспособлений, это были не жалкие плотвички и караси, а породы куда как крупнее! Что ж, если верить историческим хроникам, в прусском Прегеле водились даже осетры…