19:30

Вышел второй том коллекции -"Великие художники-"

  1. Новости
…Про художников говорят всякое.
И что они должны настрадаться вволю, чтобы писать от самого сердца.
И что обязаны сохранять особую «детскость» души, чтобы краски были яркими.
И даже что они должны быть голодными.
На самом деле они жили очень по-разному, великие художники всех времен и народов. Рафаэль и Рембрандт, к примеру, были обласканы судьбой и купались в достатке. А ван Гог и Левитан бедствовали. А Караваджо был хулиганом и циником.
Вы прочитаете о них позже, это будут очень интересные книги, поверьте.
Но сегодня - о Серове. Он прожил относительно спокойную жизнь. Его, единственного ребенка, обожали родители. Мама, юная и энергичная, сделала все для развития таланта своего Тоши. В юности он учился у самого Репина. Женился на любимой Оленьке, был счастлив в браке, растил детей, лето проводил с семьей в идиллическом Домотканове под Тверью, путешествовал по Европе. Может быть, именно эти, как теперь говорят, стабильность, покой и счастье, нашли отражение в его полотнах? У большинства персонажей Серова ясные лица, они смотрят на нас не с тревогой и горечью, а с тихим интересом. А сколько историй вокруг каждого портрета!
Вот «Девочка с персиками». 12-летняя Верушка, дочь известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. За ее спиной, на стене, вы увидите керамическую тарелку. Это так называемая поливная керамика. Сделал тарелку кто-то из художников, гостивших в гостеприимном доме Мамонтовых в Абрамцеве. Тогда все поголовно увлекались народными ремеслами. Сам Серов иронично отзывался об этом увлечении - мол, чертовщина какая-то. И шутки ради даже слепил в здешней гончарной мастерской вазу «Черт, вылезающий из корчаги».
Портрет друга Валентина Серова, художника Константина Коровина. Балагур, остряк, всеобщий любимец, Коровин был беден. Пользуясь покровительством того же Мамонтова, он не раз был вынужден мириться со своим незавидным положением. Владимир Теляковский, директор императорских театров, так писал в своем дневнике: «Нет сомнения, что за Мамонтовым большая заслуга собрать вокруг себя целую плеяду художников. Казалось бы, он их и любить и уважать должен, между тем качества русского купца-савраса часто давали себя чувствовать. Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней. Бедными были Врубель, Коровин и Головин… «Испанок»… Мамонтов купил у Коровина за 25-рублевое пальто».
Берясь за очередной портрет, даже не портрет - картину, поскольку Серов любил изображать людей в каком-то антураже, художник продумывал каждую мелочь. Такой тщательности его научил первый учитель, преподаватель Академии художеств Павел Чистяков. Тот заставлял студентов рисовать детские кубики и строго отчитывал за каждый неверный штрих. Серов был настоящим трудоголиком, беспощадно требовательным к себе. Закончив работу, внимательно разглядев ее и признав неудачной, он мог без жалости уничтожить картину.
И еще у Серова был на удивление острый глаз. «У меня проклятое зрение, я вижу всякую мелочь, каждую пору на теле. Это гадость, - жаловался он. - У меня аппарат фо-то-гра-фический... Глаз дрянной!».
Благодаря «дрянному глазу» мы сегодня имеем счастье любоваться прозрачными, невероятными красками его шедевров и недоумевать, как и сам Серов: как же сделано? Именно так мастер отозвался о своей знаменитой работе «Девушка, освещенная солнцем»…

 

Обсудить на форуме