На теле Калининграда – новая рана. Разворочен бульдозерами холм, на котором до августа 1944 года находилась обсерватория, а сейчас установлена плита в честь одного из самых известных людей, когда-либо живших в нашем городе – астронома Фридриха Бесселя.
Плита — не могила
Многие ошибочно полагают, что великий ученый похоронен под этой плитой. На самом деле точное место, где покоятся останки Бесселя, неизвестно. Мы знаем лишь, что могила находилась примерно в ста метрах к северо-западу от холма. На профессорском кладбище.
После того как английская авиация сровняла с землей и обсерваторию, и кладбище, точно сказать, где сейчас находится прах человека, заложившего основы современных знаний о звездном небе, очень сложно. Можно лишь предположить, что где-то в том районе, где сейчас вовсю работает строительная техника.
Фрагменты скелета
Стоить отметить, что на профессорском кладбище помимо Бесселя было похоронено много научных светил. Например, великий физик Франц Нейман, ученик Гегеля Иоганн Розенкранц, писатель, поэт и «по совместительству» обер-бурго-мистр Кёнигсберга Теодор Гиппель и многие другие. Однако это обстоятельство не помешало городским властям выделить рядом с погостом землю под строительство многоэтажки. Культурная общественность города возмутилась столь вопиющему равнодушию чиновников к историческому наследию, но стройку это не остановило.
И вот новая напасть. В начале октября на ул. Галицкого приехали экскаваторы и прорыли на холме глубокую траншею, фактически разрезав его на две половины. Согласно официальной версии, сделано это для того, чтобы отремонтировать коллектор и провести теплотрассу.
Строительная площадка выглядит ужасно. Горы земли вперемешку с древними кирпичами, выкорчеванные корни деревьев, непролазная грязь. Но это полбеды. По словам руководителя общественной организации «Совесть» Руслана Хисамова, поисковики из его отряда нашли в вырытом у холма грунте фрагменты скелета человека – кость руки и кость ноги.
– Останки находятся у нас, – сообщил Руслан. – Никто из официальных структур ими пока не заинтересовался. То, что происходит на Галицкого, вызывает, мягко говоря, удивление. Ведь всем известно, что рядом было профессорское кладбище, что там похоронены ученые с мировым именем. Как можно просто прийти и перевернуть все вверх дном? Это не укладывается в голове…
Экскаваторный беспредел
Чьи кости попали в руки поисковиков – неизвестно. Возможно, кого-то из профессоров Альбертины. Не исключено, что и самого Бесселя. Возникает масса вопросов: где ученые? Где археологи? Где, наконец, власти? Почему вообще стал возможен этот «экскаваторный беспредел»? Разве эта территория не охраняется государством?
Как выясняется – нет. По словам замруководителя Службы госохраны культурного наследия Евгения Маслова, на учете стоит лишь здание Анатомического института (ныне его занимает учебный центр «Газпрома») и «плита Бесселя». Первое – в ведении областной Службы охраны памятников, второй – городской. Формально все остальное – не имеющая никакой исторической ценности земля. Впрочем, по словам Маслова, подготовительная работа по определению охранных зон вокруг муниципальных памятников (в том числе и вокруг «плиты Бесселя») уже проведена. Однако когда эти зоны будут утверждены официально, пока неясно. Что касается ремонта коллектора, то Маслов (как гражданин, а не как чиновник, подчеркнул он сам) целиком и полностью «за».
– Это очень важная вещь, – считает он. – Подвалы здания Анатомического института то и дело подтапливает из-за того, что коллектор пришел в полную негодность. И вот когда у городских властей дошли до него наконец руки, общественность вдруг стала возмущаться по поводу того, что поврежден холм. Так что, пусть историческое здание утопает в фекалиях?
Вопрос мотивации
– А как же Бессель? – задал я встречный вопрос. – Ведь, если есть хотя бы один шанс из миллиона найти его останки, надо пытаться это сделать.
Однако Евгений Александрович, как выяснилось, считает это малоперспективным занятием. И искать долго, и идентифицировать трудно, и денег придется потратить уйму. Да и не даст никто такую сумму.
Меж тем наши соседи – поляки – ни перед чем не остановились, чтобы отыскать останки Коперника. Долгие годы они исследовали черепа похороненных во Фромборкском замке монахов, проводили ДНК-анализы и т. д. И нашли-таки, что искали.
В общем, очевидно, что дело здесь в мотивации. Причем не столько в мотивации ученых, сколько в мотивации властей. Для польского руководства (на всех уровнях) было важно отыскать останки Коперника, и оно планомерно шло к этой цели, невзирая на трудности и расходы.
Версия Агаева
У калининградского же начальства, похоже, совсем другие приоритеты. Оно с куда большей охотой идет навстречу строительному бизнесу, чем обеспокоенной сохранением исторической памяти общественности.
– Ну вы же понимаете, что аппетиты застройщиков очень большие, – философски заметила директор муниципального «Центра охраны памятников» Ирина Некрылова, когда я спросил ее, почему на месте, где просто напрашивается мемориальный комплекс и парк, выделяется участок под строительство дома.
Причем есть основания полагать, что одной многоэтажкой дело там не ограничится.
Любопытную версию происходящего вокруг многострадального холма выдвинул руководитель областной администра-тивно-технической инспекции (АТИ) Надир Агаев. Он рассказал, что, когда приезжал с инспекцией на Галицкого (там, кстати, по линии АТИ была выявлена масса нарушений в диапазоне от поврежденных деревьев до засыпанной лестницы, ведущей к «плите Бесселя»), к нему подошел человек и сообщил, что прилегающий к общежитию Юридического института участок выделен под застройку дома, и даже показал какие-то документы. Что это за организация – Агаев не уточнял, зато сделал предположение, что ремонт коллектора был затеян для того, чтобы перенести его в другое место и расширить таким образом территорию под застройку.
– Мне кажется, что коллектор им просто мешал, – заключил глава АТИ.