16:44

В Калининграде сироты сдали в аренду полученные от муниципалитета квартиры

  1. Новости

Еще пару месяцев в подъезды в муниципального дома на Минусинской, 28 в Калининграде, который полтора года назад заселили сироты, было страшно зайти. Пенсионерка Галина Бескровная, часто бывающая здесь, рассказывает, что всю ночь в квартирах стоял шум и грохот музыки, а в подъезде были горы мусора, окурков и бутылок. По словам пенсионерки, сейчас стало гораздо спокойнее: часть жильцов сдала свое жилье, другие немного остепенились. Управляющая компания подремонтировала подъезды.

Галина Семеновна здесь не праздный гость. Три года назад судьба свела ее, пенсионерку, с семьей Александровых, также живущих в этом доме. Женщина прочитала в газете о Саше и Ярославе Александровых, сильно обгоревшим при пожаре и оставшимся без крова. Пришла в больницу помочь ухаживать за малышами и незаметно стала для них родной, самой настоящей бабушкой.

Мама мальчиков Олеся − круглая сирота, с двух лет они с братом скитались по детским домам. Спустя два года после пожара Олеся получила муниципальное жилье на Минусинской. Ее брату Олегу дали жилье по соседству, но сейчас он ютится вместе с Олесей и ее детьми в небольшой "однушке". Свое жилье молодой человек сдает, но, по его словам, не ради наживы. По-другому дети, выросшие в интернатах, жить просто не умеют.

"Раньше все в одном "котле" варились, а когда вышли из детдома, разъехались кто куда", − делится Олег. Парень тянется к сестре-двойняшке, пытается помочь ей с детьми и чувствует за них ответственность.

"До того, как здесь поселился Олег, у Олеси постоянно ночевали ее друзья по детскому дому. Гостей столько бывало − в комнату не зайти", – рассказывает Галина Семеновна. На укоризненный взгляд и замечания бабушки Олеся отвечала, что не может быть в одиночестве. Теперь на попечении пенсионерки четверо – малыши Саша с Яриком и взрослые Олеся с Олегом.

"Теперь чувствую за всю их семью ответственность, больше они никому не нужны. Кто их приголубит, к тому и прибиваются…", − говорит Галина Семеновна. Она жалуется, что о сиротах все забывают сразу после того, как те выходят из детдома.

Можно ли сдавать не свое жилье?

Сдать полученную от города квартиру сиротам позволил муниципалитет.

− Жилье было предоставлено по договору социального найма, в соответствии с ним сироты могут приватизировать жилье или сдать его в наем, − пояснили в комитете социальной политики городской администрации.

Проблем с социальной адаптацией сирот, по мнению чиновников, тоже быть не должно: в отделе опеки и попечительства с каждым новоселом провели беседу о необходимости содержать жилье в чистоте и порядке и этим ограничились.

Кстати, в этом году ключи от квартир в доме на улице Левитана получили еще 12 сирот. Предполагается, что в течение первых пяти лет их будет навещать межведомственная комиссия, в которую входят юристы, специалисты министерства образования и министерства социальной политики.

"Частота таких посещений пока не оговорена, но уже готовится постановление областного правительства, которое четко регламентирует, в каком состоянии необходимо содержать квартиру и как часто специалисты из разных ведомств будут осуществлять проверку. Если нареканий со стороны комиссии в течение пяти лет не будет, то с сиротой заключат договор социального найма", − пояснил и.о.начальника департамента семейной политики Алексей Фещак.

Дети не умеют жить

Свое мнение относительно ситуации на ул. Минусинской высказала главный специалист регионального аппарата уполномоченного по правам ребенка Маргарита Гагина:

"Квартиры сиротам выдавались, чтобы ребята могли устроить свою жизнь, но по сути мы не подготовили детей к самостоятельной жизни.

Сейчас детские дома перешли в компетенцию Министерства социальной политики. Предстоит огромная работа. Мы возлагаем большие надежды на постинтернатное сопровождение сирот. В Зеленоградском детском доме такая форма существует уже давно. Там выпускников отселяют в соседнее здание, они учатся тратить свои деньги, правильно распределять бюджет под присмотром кураторов из числа сотрудников детского дома.

Бывшие воспитанники детских домов получили квартиры на Минусинской по старым нормам закона. Квартиры на Левитана ребята не смогут продать или сдать в течение пяти лет, это некая "подушка безопасности", которая предусмотрена государством, чтобы ребята не могли необдуманно распорядиться своей собственностью".