18:09

Никита Высоцкий: «Я оценил масштаб личности отца лишь после его смерти»

  1. Новости

В памятном вечере, получившем название «Я, конечно, вернусь», примут участие Александр Ф. Скляр, Тамара Гвердтцители, Дмитрий Певцов. Сопровождать концерт будет оркестр «Глобалис», который воспроизведет аранжировки легендарного ансамбля «Мелодия», записанные в семидесятых годах. Ведущим станет сын актера, поэта и музыканта Никита Высоцкий, с которым побеседовал корреспондент «СК».

«Киркорова мы больше не привлекаем»

– Никита Владимирович, почему решили первый юбилейный концерт провести в Калининграде?

– Здесь многое сошлось: и то, что в Калининграде Высоцкий свой последний концерт дал, и то, что здесь пройдут Дни литературы и будут его стихи звучать, и то, что юбилей – 75 лет. А предпосылка проекта очень давняя: в 1970-х Георгий Гаранян сделал несколько аранжировок для Высоцкого с Мариной Влади. Годы спустя вдова Гараняна передала мне часть этих аранжировок. Там множество всенародно любимых песен – и «Кони привередливые», и «Гимнастика». Помню, я в армии кросс под нее бегал…

– Сегодня выходит немало музыкальных программ памяти Высоцкого. При этом исполнение бывает, мягко говоря, спорное, особенно когда поют представители поп-цеха…

– К сожалению, это нередко случается, и, конечно, не у всех песни Высоцкого получаются. Скажем, пару лет назад, когда мы готовили очередную программу, посвященную отцовскому дню рождения, я случайно встретился с Борисом Гребенщиковым. Он согласился попробовать записать что-нибудь из репертуара Высоцкого. После чего честно сидел в студии, искал, но уже перед самым концертом позвонил и сказал: «У меня не получилось». И я ему верю. Что до представителей поп-цеха, то, допустим, Газманов и Маршал пели отцовские песни достойно. Не поверите, но как-то даже Киркоров был у нас задействован.

– ???

– (Смеется.) Да-да, я не оговорился! Он спел песню из «Опасных гастролей» «Камнем грусть лежит на мне», разухабистая такая вещь, вполне в его духе. Но Высоцкий, безусловно, не его автор, и мы его не привлекаем.

Народный миф о брутальной личности

– Многим претила настойчивая пиар-кампания, предшествовавшая фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой».

– Я не раз слышал укоры в том, что нельзя было делать такую кампанию вокруг фильма, устраивать интриги вокруг исполнителя главной роли и т. п.Возможно. Но у меня есть конт-рдовод: первый фильм о Высоцком не имел права получиться неуспешным. Высоцкий — всеобщий, народный, как бы странно это ни звучало из моих уст, и мы обязаны были выиграть борьбу за зрителя. Считаю, что мы прошли по грани. Хотя знаю тех, кто утверждает, что мы по грани не прошли, а завалились в коммерческую сторону. Я знаю даже близких людей, которые не приняли. Я не отбиваюсь и не оправдываюсь. Знаете, у нас еще до премьеры шли разговоры о том, что мне придется после выхода ленты на экраны года эдак на три отбыть в Новую Зеландию. Но я не уехал. Я все выслушиваю, не могу сказать, что я счастлив, когда ругают, но имеют право. И мне кажется – у нас искренняя картина. И в этом заслуга большая Высоцкого, он сам был во многом даже простодушен. Наши герои не положительные, но они искренние. Почему американские картины смотрятся по-другому? Не потому, что качество лучше, а потому, что они действительно верят в то, что играют.

— После просмотра возникает ощущение, что фильм не столько о Высоцком, сколько о том, что происходит вокруг него. А его личность как-то в тени осталась.

— Короля играет свита, и это нормально. Обвиняют часто, что сделали какого-то резинового. А я отвечаю – это максимально похожий, но художественный образ, сделанный современными кинотехнологиями. То, что мы сделали, в таком объеме никто в мире никогда не делал. Многое удалось, и нам есть, чем гордиться. Но у Высоцкого есть и абсолютно его сцены, в которых он главный. Вообще же представление об отце не у всех верное. «Он такой, как Жеглов». Или: «Он был таким, как Володя из «Вертикали». А в реальности он часто был и молчалив, и задумчив, и тих. Его темперамент – бешеный, сценический – в жизни мог проявиться, но очень редко. В нашей картине, на мой взгляд, соблюден баланс представлений о нем.

Есть же мнение, что Высоцкий – он такой крутой. Чуть что — и в морду, всех девок может зацеловать и обаять. А он при этом был интеллигентен, бывал слаб. Эта история меня этим и зацепила, когда мне ее рассказали, в ней есть все: он и как победитель, герой народного мифа о брутальной личности, и как человек, который болел, страдал, ошибался, был подвержен влиянию, собственной инерции, у которого не все получалось.

«Он и сегодня жил бы так же трудно»

— А вы не думали сами сыграть отца, ведь вы так на него похожи?

— Я его сын, и, естественно, у нас есть какие-то схожие черты, но я, условно говоря, на двадцать сантиметров длиннее, на пятьдесят килограммов тяжелее — я другой. У меня другая психика. Он был очень стремительный... Не получилось бы. У нас не было задачи найти двойника. Мы смотрели нескольких. Да, он ходит, как Высоцкий, старается говорить так же, но у него Джигурда, конечно, больше получается. Пародийности мы больше всего опасались.

– Когда вы выбрали актерскую карьеру, не было опаски, что будет сравнение с отцом?

– Он незадолго до смерти спросил, не собираюсь ли я, я сказал, что нет. Не то чтобы врал. Я занимался спортом и вполне мог бы сделать спортивную карьеру. Но его смерть многое во мне изменила. Да, небезопасно было идти по этому пути – многие об этом говорили. Но я люблю театр, люблю актерство. И еще раз говорю: я не могу быть копией отца по своим психофизическим данным. А вообще у меня помимо актерской еще полтора десятка профессий: продюсер, сценарист, преподаватель. Имею даже навыки слесаря-сборщика…

– Как вы думаете, вписался бы Высоцкий в наше время?

– Сложный вопрос. По крайней мере, я думаю, что он вряд ли он бы вписался в какое-то политическое движение – он, несмотря на общительность, всегда был сам по себе. Он был человеком, идущим до конца. Не пробовал воду пальцем, потом просил кого-то прыгнуть и прыгал после него. Если у него было желание, он прыгал сразу, с головой. И действительно доходил до края, до вдохновения, до откровения. Он мог умереть несколько раз, причем гораздо раньше. Потому что вечно боролся с самим собой, с собственной усталостью. С тем, что он начинает копировать сам себя.Александр Митта мне однажды сказал интересную фразу, которую как-то произнес Высоцкий: «Я чучелом самого себя не буду». То есть боялся того, к чему сегодня многие пламенно стремятся. Так что я думаю, что сегодня он жил бы так же трудно, как и тогда.

– В юности вы были поклонником творчества отца?

– Я очень любил его на сцене. Каждый поход в Таганку был шоком. А вот к его пению относился довольно спокойно. Конечно, в полной мере я оценил масштаб его личности лишь после его смерти. Действительно, большое видится на расстоянии…

Справка «СК»

Никита Высоцкий родился в 1964 году в Москве. Сын Владимира Высоцкого и Людмилы Абрамовой.Родители разошлись в 1968 году. После окончания школы проработал год на заводе. Окончил школу-студию МХАТ (курс Андрея Мягкова). В 1986–1988 годах играл в театре «Современник-2». Затем организовал свой театр под названием «Московский маленький театр». С 1996 года – директор Государственного культурного центра-музея В. C. Высоцкого. С 1997 года – учредитель и исполнительный директор Благотворительного Фонда Владимира Высоцкого. В 2011 году получил Царскосельскую художественную премию «За создание Центра имени Владимира Высоцкого и сохранение творческого наследия поэта». Написал сценарий фильма о своем отце «Высоцкий. Спасибо, что живой». Преподает на кафедре режиссуры и актерского мастерства в МГУКИ.