О том, что Литовский вал ждут большие перемены, калининградцы узнали еще в июле. Главный архитектор областного центра Вячеслав Генне на своей пресс-конференции высказал мнение, что участок от Музея янтаря до Закхаймских ворот нужно сделать туристическим объектом.
А недавно, 8 сентября, во время оперативного совещания в городской администрации была представлена концепция развития этой территории. Подготовило ее ООО «Студия архитектуры», которую возглавляет Олег Копылов. Тот самый, что спроектировал храм Христа Спасителя и «новую» площадь Победы.
«Обертайх» для мастеров
По словам председателя комитета архитектуры и строительства Артура Крупина, в основе концепции лежат четыре основных направления.
Первое и самое главное ставит задачу возвратить в городскую структуру ценную, но заброшенную лесопарковую территорию. Речь идет о фрагменте так называемого Кёнигсбергского зеленого пояса Шнайдера. Этот пояс назван в честь ландшафтного архитектора Эрнста Шнайдера, который создал парковый комплекс вокруг Кёнигсберга в прошлом веке.
Сейчас предлагается создать пешеходную зону, связывающую казарму «Кронпринц» с бастионом «Грольман» и прилегающими к нему фортификационными сооружениями. Есть идея включить в «орбиту» этой зоны пешеходные дорожки со стороны улиц Куйбышева и Римской на севере, Литовского вала – на юго-западе, Гагарина – на востоке и А. Невского – на западе.
Не исключено, что в бастионе «Обертайх» будет открыт центр, в котором мастера по обработке и переработке янтаря смогут продавать свои работы, а на площади перед бастионом может быть организована постоянная выставка работ местных умельцев.
Второе направление предусматривает развитие университетского комплекса. В проекте представлена схема, позволяющая постепенно развивать и расширять учебную и научную базу БФУ им. И. Канта.
В частности, есть идея проложить бульвар Университетский, который соединит улицу Невского с улицей Гагарина. На бульваре архитекторы предлагают построить высотное здание ректората и многофункциональный зал на две с половиной тысячи мест.
Радикально и не очень
Третье направление – транспортная схема. Литовский вал предлагается оборудовать кольцевой четырехполосной развязкой и организовать круговое движение вокруг Королевских ворот, отказавшись при этом от светофорного регулирования.
Четвертое направление – реконструкция и застройка Литовского вала. Тут, как пояснил Крупин, есть два пути – радикальный и не очень.
Первый, радикальный, состоит в сносе земляного вала и восстановлении кирпичных фортификационных строений и набережных Паркового ручья. Это, по мнению архитекторов, позволит объединить парк и Литовский вал. На месте вала можно создать зеленые променады, партеры с прогулочными аллеями и велосипедными дорожками.
Второй вариант предусматривает создание двух-трех пешеходных тоннелей в местах существующих закрытых проходов под насыпью Литовского вала. Таким образом, реконструируемый парк и университет окажутся связанными пешеходными дорожками с центром города.
По мнению Крупина, гораздо больше шансов на реализацию имеет второй вариант реконструкции, поскольку вал является объектом культурного наследия. На его снос очень трудно будет получить разрешение.
– Скорее всего, более радикальный способ согласован не будет, так как данное сооружение является объектом культурного наследия. Все эти предложения пока только заложены в концепции и подлежат широкому обсуждению, в том числе на одном из первых заседаний градостроительного совета, – говорит Крупин.
Также главный строитель горадминистрации отметил, что еще предстоит согласовать концепцию с БФУ им. И. Канта.
– Наши предложения направим руководству университета на рассмотрение, чтобы его перспективные планы соотносились с намерениями городских властей по развитию территорий, прилегающих к Литовскому валу, – сказал он.
Открыть ворота
Помимо всего прочего, представленная концепция предусматривает снос части старого немецкого здания на пересечении Литовского вала и Московского проспекта. (Об этой идее и реакции на нее горожан «СК» подробно писала в № 22 от 29 мая. – Прим. ред.) Якобы это позволит расширить дорогу и решить наконец проблему «пробок» на этом участке дороги. Пересечение Московского проспекта и Литовского вала в часы пик превращается в «бутылочное горлышко», где и стопорится весь поток.
Но ради этого сносить историческое здание? Потому неудивительно, что это предложение властей вызвало бурю недовольства в Калининграде.
– На мой взгляд, снос дома просто разрушит композицию Литовского вала, – считает архивист Государственного архива Калининградской области Анатолий Бахтин. –Здание, которое предлагается снести, очень хорошо сочетается со стоящими напротив Закхаймскими воротами. По сути, оно составляет с ними одно целое. Уверен, что ничего лучшего на этом месте построить не удастся. Поэтому дом нужно просто оставить в покое. Дорогу в этом месте можно расширить за счет тротуара. А для пешеходов нужно открыть ворота. Они, собственно, для того и были построены, чтобы через них ходили.
…В конце прошлой недели из неофициальных источников корреспондентам «Страны Калининград» стало известно, что на площади Победы, 1 прислушались к возмущенным голосам жителей города и приступили к разработке проекта, который позволил бы и немецкий дом сохранить, и пробки сократить.
Артур Крупин подтвердил эту информацию.
– Действительно, в связи с многочисленными обращениями граждан, которые просили не разрушать здание, глава города поручил комитету архитектуры и строительства разработать альтернативный вариант проекта. В течение месяца по этому вопросу должно быть принято окончательное решение.
Больше никакой информации, в чем же заключается альтернативное решение, Крупин нам пока не раскрыл. Так что ждем. Но опытные автомобилисты напомнили, что в городе уже давно говорят о том, мол, почему бы на улице Дачной, которая проходит параллельно Литовскому валу, не сделать хорошую двухполосную дорогу с выездом на улицу Гагарина. Она бы смогла разгрузить автомобильный поток, поворачивающий с Московского проспекта на Литовский вал.
Что предлагают
Дорожки до БФУ им. И. Канта
- Сделать пешеходные дорожки от комплекса «Кронпринц» и бастиона «Грольман» на Литовскому валу до университетского комплекса БФУ им. И. Канта.
- Все дорожки как лучи сойдутся на площади под названием «Академическая».На ней же предполагается установка памятника.
- Рядом с этой зоной расположится спортивный комплекс со стадионом, кортами и т. д.
Университетский бульвар
- Он пройдет от ул. Невского до ул. Гагарина. На этом участке появится высотное здание ректората и университетского театра на 2 500 мест.
Подземные переходы
- Их разработчики предполагают построить под Литовским валом.
Дорожные «кольца» и проезды
- Предполагается вернуть кольцевое движение вокруг «Королевских ворот» на перекрестке ул. Гагарина – Литовский вал.
- Оборудовать кольцевой развязкой участок на ул. 9 Апреля – А. Невского.
- Расширить дорогу на Литовском валу до 4 полос.
- Предусматривается создание сквозного проезда от ул. Невского до ул. Гагарина, а также транспортная связь с ул. Куйбышева.
Филармония и галерея
- Новую филармонию и галерею современного искусства в комплексе культурного центра «Королевские ворота» предполагается построить на территории городского таксопарка, прилегающей к ул. Литовский вал и ул. Фрунзе.
- Рядом с бастионом «Грольман» предлагается построить комплекс 2–3-этажных зданий в стилистике исторической застройки «Город мастеров».
Кто оплатит строительство?
Артур Крупин:
– Фильм о нашем проекте мы показали в Москве. Им заинтересовались, но конкретных предложений от инвесторов пока нет.