15:42

Чиновники опасаются сказок

  1. Новости

Очередной учебный год на подходе. О том, какими будут его особенности и проблемы, корреспондент «СК» беседует с одним из лучших учителей-словесников Калининграда, завучем лицея № 49 Софьей Мининой.

Школа как сфера услуг

– Софья Иосифовна, сейчас на слуху такие нововведения, как «освоение новых стандартов» и «универсальные учебные действия». Расшифруйте, пожалуйста, эти туманные термины.

– Освоение новых стандартов – это инициатива Министерства образования, как и требования к универсальным учебным действиям. Речь идет об умении осмысливать текст, создавать свой. Это работа с информацией, источников которой сегодня как никогда много. Один интернет чего стоит! И целое искусство – уметь ее из многочисленных источников правильно извлекать. Беда же в том, что наше образование, которое раньше славилось добротностью и основательностью знаний, сегодня по своему уровню замыкает список из 33 стран. Впереди нас Сингапур и целый ряд стран Юго-Восточной Азии. К сожалению, одна из причин – инертность мышления многих педагогов, в то время как инновации подразумевают мобильность и гибкость мышления.

– Выпускники педагогических отделений по-прежнему не рвутся в школу?

– Дефицит молодых учителей в школе объясняется не только и не столько финансовым фактором (тем более что заработок педагогов в последние годы заметно подрос). Одна из причин, по моему убеждению, это то, что многие родители в последнее десятилетие стали относиться к школе как к сфере услуг, потребительски. У «клиентов» – права. У «обслуги» – обязанности. Результат – налицо…

– Сегодняшнего школьника действительно не усадить за книгу?

– Все относительно. Дети сейчас активно читают сетевую литературу, и я не вижу в этом большой беды. Хотя невежественности, конечно, предостаточно. Вспомнила, как абитуриент отделения журналистики не смог ответить на вопрос: «Как звали следователя в «Преступлении и наказании»?» А в прошлом году один из наших учеников в сочинении поведал, что Сонечку Мармеладову… убили фашисты.

Литература — материя тонкая

– Нынешнее экзаменационное лето было особо скандальным. ЕГЭ и коррупция оказались вполне совместимы. А по мнению противников ЕГЭ, он вырабатывает стандартность мышления. Что вы об этом думаете?

– Вы знаете, это палка о двух концах. Мысль о стандартности мышления небезосновательна. Зато при сдаче ЕГЭ не требуется натаскивания, на котором основаны «традиционные» экзамены. Если первая часть ЕГЭ основана на базовых моментах, то вторая – более творческая, и вот тут-то и обнаруживается все то, чего не достигнешь натаскиванием, – ученики должны высказать свое персональное отношение к проблеме, а многие не способны его сформулировать. Хотя и натаскивания не избежать, ведь цена вопроса – поступление в вуз. Как и коррупции, от которой в наших пределах никуда не денешься. При том, что первоначальная задумка была отличная – дать всем детям равные возможности при поступлении в самые престижные вузы. Ан нет! Поступают наши отличники, у которых набрано по 100 баллов, и тут же ребята с южных окраин, у которых по 280–300 баллов: фантастические цифры! Что можно противопоставить этому балагану – пока не знаю…

– Павел Пожигайло, председатель комиссии Общественной палаты по сохранению историко-культурного наследия, получил от Минкульта предложение возглавить группу по созданию учебника русской литературы. Под его руководством будут разработаны новые принципы преподавания литературы. Педагоги получат рекомендации о том, что именно следует рассказывать. В список «опасной» литературы включены «Гроза» Островского, «Отцы и дети» Тургенева, сказки Салтыкова-Щедрина...

– Такой тонкой материей, как литература, должны заниматься профессиональные филологи, а не чиновники. Что касается сказок Салтыкова-Щедрина, то они, безусловно, для современных чиновников представляют реальную опасность. Впрочем, это мы уже проходили – запрет на Ахматову, изъятие из русской литературы Зощенко, глумление над Пастернаком. Остается только надеяться, что разум одолеет мракобесие, в которое нас пытаются погрузить. Возрождение идеологической цензуры, казаки с нагайками, приходящие на открытия выставок. Страшно…

Справка «СК»

Софья Иосифовна Минина – заслуженный учитель РФ, первый победитель областного профессионального конкурса «Учитель года». В 1971 году окончила филологический факультет КГУ (сейчас – БФУ им. И. Канта). С 1973 года преподает русский язык и литературу в лицее № 49. Замужем, имеет двух дочерей и троих внуков. Одна из дочерей – преподаватель, живет в Москве.

 

 

Обуч.jpg

Оз-М.jpg

Прибалт-судостроит.jpg

КВШУ.jpg

 йй.jpg

МИЭП.jpg

222.jpg

111.jpg