13:32

Посторонним вход разрешен

  1. Новости

Зарядка, море, полдник, дискотеки, костер, бутерброды с сыром — детям лагерная жизнь определенно по вкусу. Но что заставляет взрослых из года в год бросать город на все лето, чтобы мастерить космических роботов на берегу моря? Анастасия Леонова-Барабанщикова, новоиспеченная вожатая детского оздоровительного центра «Огонек», знает ответ.

Все мои представления о том, как устроена жизнь в лагере, базировались исключительно на детских воспоминаниях. Каждый год я хотела повторить свой опыт, и каждый год находились причины этого не делать. На сей раз решила: сейчас или никогда. Собеседование прошло успешно, я собрала чемодан и уехала из города на 21 день. Ура!

DSC_7678.jpg

Мои подопечные — девочки и мальчики 8 - 10 лет - на деле оказались очень продвинутыми: интересовались, есть ли у меня инстаграмм, зарегистрирована ли я в социальных сетях... К десяти утра я обычно заплетала по двенадцать кос и спасала лягушку, которую одна половина отряда планировала подержать в руках, а другая — устроить ей летные испытания. 

Удивительным был тот факт, что, по сути, внутренняя жизнь детей оставалась такой же, как и 15 моих лет назад. Они гадали, вызывали матного гномика и пиковую даму, рассказывали на ночь страшилки, писали друг другу записочки, играли в «арам-шим-шим». Пару дней я страшно переживала, что никак не могу вытащить детей из зарослей крапивы, где они всем отрядом искали «горбатого», который по легенде лагеря там скрывался. На одной из планерок я поделилась своей проблемой, и, как оказалось, не была в этом одинокой — у одних воспитанники боролись с призраком, у других - со старухой, которая, разумеется, ест детей.
DSC_7733.jpg

Периодически мне хотелось связать моих мальчиков, чтобы хотя бы пять минут посидеть в тишине и не слышать криков: «Настя, скажи ему! /А он взял мою кепку!/ Мальчики говорят плохие слова!». А когда мы пошли на море, и я услышала: «Рома! Рома! Тащите его!» - вовсе пришла в замешательство, ибо у нас в отряде Ромы никогда не было. Подошла ближе - вижу, как, действительно, волокут по земле Рому. За самое горлышко. Рома — это пластиковая бутылка. За Ромой ухаживал весь отряд, с криками вроде: «Не трогай Рому! Ему так не нравится! Отойди вообще от него, ты ему не нравишься!». В эти моменты я переполнялась гордостью за воображение своих ребят и включалась в игру: «Эй, парни, поаккуратнее с Ромой!». А ребята действительно были «моими». 27 абсолютно разных, каждый со своим характером, взглядами на жизнь, переживаниями, мыслями, просьбами — за смену стали мне безумно близкими. И, как говорят в таких случаях, 21 день пролетел незаметно.

Константин Кузмичев, директор МАУ ЦОПМИ «Огонек»:

константин кузмичев.jpg

- Начнем с того, что нигде не готовят таких людей, которые в будущем работали бы директорами загородных центров. Это пересечение сразу нескольких видов деятельности. Здесь нужно иметь опыт и квалификацию в социальных проектах, уметь администрировать, тщательно подходить к хозяйственному вопросу, создавать атмосферу, а она, как правило, у каждого центра своя. Необходимо найти такую нишу, куда будут тянуться все: и педагогический состав, и дети, и родители.

Пять лет назад мне предложили должность директора. На тот момент это был довольно необычный для меня проект и в какой-то степени даже вызов. В свое время я работал в разных сферах: от социальных молодежных проектов до гостиничного бизнеса. А детский оздоровительный лагерь - это такая тема, где никогда не будет идеально, нет какого-то клише и устоявшейся формы, которую можно принять и остановиться. Все очень изменчиво, и каждый день нужно работать с новой ситуацией. Надо контролировать все целиком с учетом разных вводных: досуга, воспитательной работы, частично образовательной, думать об обеспечении безопасности и конкурентоспособности на рынке услуг.

Я считаю, что есть некая установка в нашей общей работе, когда руководитель своим примером и отношением к жизни изо дня в день транслирует, как все должно функционировать. За эти пять лет у нас подобрался довольно сильный педагогический состав, который полностью отвечает моим требованиям. Но при этом я никому ничего никогда не навязывал. Все складывалось негласно и как будто само собой. Почему? Во-первых, профессионализм, во-вторых - определенный взгляд на жизнь, желание делать добро. Я же понимаю, что люди, которые трудятся здесь, с их уровнем квалификации могут найти себе гораздо более высокооплачиваемую работу на летний период. Но они ведь идут сюда не за деньгами - им хочется совершенно других вещей. Когда ты ежеминутно получаешь удовольствие от своей деятельности, то любые вопросы отходят на второй план. Педагоги из года в год с нетерпением ждут этого лета, чтобы вновь собраться одной командой и выдать такой результат, который раньше казался недостижимым. Получается, что каждый раз мы ставим себе планку все выше и выше, и каждый раз мы успешно справляемся с этой задачей. Вот где настоящее удовлетворение. Только с такой командой можно быть уверенным, что все не зря. Потому что ни детей, ни родителей не обманешь. Перед детьми нельзя притвориться — тебя сразу раскусят, ты в секунду потеряешь доверие и вряд ли сможешь его вернуть.

Наши ребята возвращаются к нам из года в год - примерно треть состава в каждой смене мы знаем в лицо и по именам. Все чувствуют эту ауру добра и тянутся к ней. И к нам.

Андрей Миронов, организатор питания МАУ ЦОПМИ «Огонек», Заслуженный учитель России:

миронов.jpg

- Пять лет назал я участвовал в конкурсе на право организации питания в «Огоньке». Победил. До этого преподавал историю права в школе и отвечал за организацию питания там же, как заместитель директора. 26 лет отработал, оформил пенсию и решил попробовать себя в новой сфере. Теперь чувствую, что не зря. Работа здесь приносит бесконечное удовлетворение, особенно когда дети и взрослые в один голос говорят, что готовим мы вкусно и совсем «по-домашнему».

Пять лет назад, когда я со своей командой пришел сюда, мы изучили пожелания взрослых и ребят, нормативные документы, которые нужны для организации летнего отдыха, суммировали все это дело и составили меню. Согласовали его в Роспотребнадзоре, позаботились о разнообразии и проконтролировали, чтобы белки, жиры, углеводы соответствовали физиологическим потребностям детей. С учетом всех факторов и возможностей поваров мы до сих пор стараемся включать в меню что-то интересное и новое. Если к нам приходит повар-кондитер, например,- сладкая выпечка детям обеспечена.

Дома ребята успевают проглотить утром бутерброд и убежать в школу. Здесь же — полноценное пятиразовое питание, и в первые дни дети, конечно, не справляются. Зато потом адаптируются и добавки просят! А для нас это главный показатель нашей работы.

Мария Артюх, врач МАУ ЦОПМИ «Огонек»:

марина артюх 2.jpg

- Рабочий день у медицинского персонала лагеря обычно начинается в 6 утра с осмотра поваров и контроля закладки продуктов на день. После — снимаем суточные пробы с еды в столовой, расписываем меню. Следующий наш выход — на зарядку: проверяем, все ли дети здоровы. Уже на завтраке контролируем, моют ли ребята руки перед едой. И так весь день. Выходим на пляж, ждем указаний плаврука и физрука. Главный вопрос, который мучает всех детей: «Когда нам уже разрешат купаться?» Когда же это все-таки происходит, без определенных правил и условий тоже не обойтись: разрешенная морская территория огораживается буйками, вдоль берега курсирует надувная лодка, на ребят, которые не умеют плавать, надеваются жилеты. Но у нас обычно даже плавающие дети просят жилеты, уж больно они симпатичные! Ну и прокатиться на лодке каждый не прочь.

Это уже моя десятая смена в лагере. И кажется, останавливаться я вообще не собираюсь. Но даже во время лагерной смены город не отпускает до конца. В обычной жизни я работаю врачом в детской поликлинике. Вот и получается, приезжаешь туда на час закрыть какие-то мелкие дела, а там — очереди, летом персонала не хватает, так и проведешь полдня. Кому справку в лагерь, у кого горло болит. Я бы вообще летом всех детей собирала и вывозила на природу: нечего малышне делать летом в городе. Посмотрите на наших ребят: за смену прибавляют в среднем по 500 граммов и подрастают на сантиметр. И это всего за 3 недели! Сбалансированное питание, постоянная активность и свежий воздух, без сомнений, делают свое дело.

Самые распространенные обращения в медпункт — насморк, комары покусали. Это взрослым кажется, что ерунда и ничего страшного, а нам, врачам, нужно постоянно быть начеку и каждую жалобу разбирать Но бывают, разумеется, и смешные жалобы: «Можно я закроюсь в изоляторе и немножко посплю? И на зарядку не могу пойти, скажите, что я болен. Ну, пожалуйста!»

Анна Смородина, старший воспитатель МАУ ЦОПМИ «Огонек»:
 
Анна Смородина.jpg

- По специальности я учитель начальных классов и организатор детского досуга, поэтому, когда мне предложили поработать в лагере, подумала: «А почему бы и нет?». Мне было интересно организовать отдых ребят, учитывая, что они находятся без присмотра родителей. А еще, когда я сама была маленькой и ездила в лагерь, мне никогда не нравилось, что там происходило. Я всегда скучала и мечтала, чтобы это поскорее закончилось. Поэтому здесь я поставила перед собой задачу — сделать так, чтобы моим детям было весело. И вот уже пятый год я здесь. Будьте осторожны, перестать ездить в лагерь практически невозможно. Натурально развивается детская зависимость, неиссякаемая жажда организовывать мероприятия для детей. Тем более что люди, которые работают здесь вместе со мной, — большие профессионалы своего дела, поэтому каждая смена интереснее предыдущей. Иногда кажется: «Ну нет! Лучше этого мы уже ничего не сможем придумать!». А на следующий день - раз! И что-то в сто раз лучше. И так изо дня в день.

Педагогический состав любит подшутить друг над другом. Например, ты ужасно занят организацией какого-нибудь мероприятия, весь день бегаешь по лагерю в поисках нужного инвентаря, репетируешь. И вот выдается свободная минутка, и ты идешь в свою комнату. А там: твои тапочки висят на люстре, в комнате стоит большой телевизор, на полу — кадки с геранью и записка: «Все для тебя».

Мария Ковалева, воспитатель МАУ ЦОПМИ «Огонек»:

мария ковалева.jpg

- Моя история началась с того, что в детском саду я написала: «Хочу стать учительницей». И это как-то неожиданно сбылось. Но перед этим я стала вожатой. Мне было тогда 16, я впервые попала в лагерь. И сразу вожатой! С тех пор прошло десять лет, из которых последние пять - в «Огоньке». Для меня этот лагерь был любовью с первого взгляда. Здесь совершенно удивительная атмосфера, я не встречала такого больше нигде. Наш волшебный директор и не менее волшебная старший воспитатель сумели собрать вокруг себя потрясающую и дружную команду. Если в других лагерях смены отстраиваются по какой-то более или менее стандартной и типичной схеме - одинаковые праздники и развлечения, - то мы стараемся удивить не только детей, но и себя. Однажды, например, мы придумали игру «Властелин колец». Два дня весь лагерь жил по определенным правилам, носил костюмы, директор на линейку на настоящем коне приезжал. Это было такое волшебство! Сейчас работаем над игрой «Звездные войны».

У «Огонька» существует своя книга-алфавит. Каждая буква — что-то непосредственно связанное с лагерем. «О» - обнимашки, «М» - мороженка, «Н» - няшечки, типичные обитатели лагеря.

Вообще, если так посудить, то все самые главные вещи в моей жизни произошли именно здесь. Моя любовь к танцам и театру - тоже отсюда. Однажды решила поставить с детьми спектакль. Один, второй, третий, и так затянуло, что уже не представляю своей жизни без этого.

Вообще каждый раз, когда я планирую приехать только на одну смену, а потом обязательно заняться остальными важными вещами, ничего не выходит! Засасывает так, что уехать отсюда уже невозможно. У лагеря есть одно интересное свойство — приезжая сюда, примерно к вечеру забываешь, что существует город, что у тебя там остались друзья и близкие, что существуют какие-то заботы и проблемы. О чем вы говорите, мне к вечеру нужно сделать костюм робота?! Фольга — моя единственная забота, больше ничего не существует.

А еще на улицах все время здороваются знакомые и незнакомые дети, всегда приятны детские улыбки!

Александр Могильда, музыкальный руководитель МАУ ЦОПМИ «Огонек» (справа):
 
Могильда справа.jpg

- В первом классе моя мама купила мне путевку в лагерь. С тех пор моя жизнь и детские оздоровительные центры — это единое целое. В 1967 году я поступил в музыкальную школу и стал стажером, опять-таки, при лагере, тогда я был в шестом классе. Затем поступил в музыкальное училище, окончил его, — в лагерь продолжал ездить; затем отправился в армию. И, куда бы вы думали, меня направили от дивизии? Так я прослужил два лета по три месяца баянистом. После армии остался верен этому делу до тех пор, пока не женился. Терпел как мог ровно до того времени, пока мои дети не подросли до школьного возраста, и мы начали ездить уже семьей каждый год на три-четыре летние смены. Уже давно не представляю себе жизнь летом в городе. Чем там люди вообще занимаются? Я же весь лагерный с головы до пят, без него я уже просто не могу. Не могу представить даже гипотетически, что наступит очередной июнь, а я не играю на баяне детям на зарядке, или мы не поем песен у костра.

DSC_7564.jpg