15:59

Чемпионат по футболу — это громадные вызов и опыт

  1. Новости

Казалось бы, кто из калининградцев не видел Гданьска или Варшавы? Но с той стороны, с которой эти города в начале июня российским журналистам показал МИД Польши, мы их точно никогда не видели. Поляки продемонстрировали, какую работу они проделали у себя в преддверии Евро-2012. Например, жители Гданьска готовились пять лет, чтобы болельщики всей Европы насладились футбольной игрой в течение всего 360 минут.

Калининград замахивается на большее – на проведение матчей чемпионата мира – 2018. Поэтому опыт соседей для нас актуален и интересен. Что им дало европейское первенство? Во вред или на пользу пошло городам масштабное спортивное событие? И что сегодня происходит со стадионами, которые были построены специально для чемпионата?

Пришлось работать вместе

Сегодня поляки признаются, что Евро-2012 стало для них большой встряской на уровне как страны, так и каждого из городов-участников.

– Нам нужно было решить две главные задачи, – поделился замминистра транспорта, строительства и морского хозяйства Польши Мацей Янковский, – это организовать быстрое перемещение болельщиков и оставить у приезжих хорошее впечатление от страны.

…Например, нужно было договариваться с перевозчиками, а они не всегда государственные. В том же Гданьске в день матча общественному транспорту нужно было перевезти на 150 тысяч пассажиров больше. А это без малого 95% обычных возможностей гданьских автобусов и трамваев. Поэтому пришлось в эти дни выводить на дороги города на 82 автобуса и 52 трамвая больше! А город по масштабам сравним с Калининградом.

– Пришлось вместе работать разным структурам, которые до этого не сотрудничали на постоянной основе, – рассказывает замминистра. – Но ощущение общности, сама ситуация позволили всем нам быть выше каких-то своих принципов. Нам пришлось мобилизовать все силы, чтобы мероприятие прошло без сбоев. Лишь однажды из Киева запаздывал самолет с болельщиками. И мы были вынуждены организовать для них специальную доставку в Гданьск без опоздания на матч. Но мы были к такой ситуации готовы и справились.

Перед Евро-2012 Польше пришлось в течение нескольких лет модернизировать инфраструктуру и много чего построить. Были усовершенствованы железнодорожные ветки, в ряде городов возведены новые вокзалы и железнодорожные остановки, обновлены подвижные составы, построено несколько автомобильных дорог и развязок, хотя каждая по стоимости – как два стадиона. Пропускная способность, например, аэропортов увеличилась втрое.

Новый закон о земле

По словам Мацея Янковского, в стране пришлось вводить законы. Под строительство стадионов нужны были участки, которыми владели частные лица.

– Раньше земельные споры в судах могли идти годами. Потому перед Евро-2012 пришлось принять закон, упрощающий изъятие участков под инфраструктуру. Теперь спорить можно только по поводу компенсации за изъятый участок. А пока стороны спорят в суде, работы на земле уже ведутся. Также пришлось вводить чрезвычайное регулирование для построенных дорог. Их эксплуатацию с 2012 г. можно было начинать даже, если не были завершены благоустроительные работы – не поставлены шумовые экраны и т. д.

И про улиток не забудьте!

– Кроме того, мы работали в рамках очень жестких экологических требований, которые часто затягивали проект и удорожали его, – продолжает замминистра. – Только анализ, как новый объект повлияет на окружающую среду, занимает не менее года. В одном месте нам пришлось переносить колонию улиток.

Кроме того, работали и под жутким прессингом со стороны СМИ.

– Каждый день шла информация о надвигающейся катастрофе, – признается Янковский. – Даже моя жена, хотя и была в курсе событий, спросила меня, мол, что будет? Тогда мы получили урок – не поддаваться истерике и прогнозам о неминуемом поражении и просто работать. После Евро-2012 Польша получила транспортную инфраструктуру, спортивные объекты. И хотя сегодня многие пишут, что стадион в Варшаве не используется должным образом, все равно поляки говорят, что это был громадный вызов и опыт. А из всех сожалений – лишь то, что наша сборная не вышла из группы.

А что у нас?

Рассказывает Максим Макаров, замначальника управления по организации работы по участию Калининградской области в мероприятиях по подготовке к проведению этапа чемпионата мира по футболу 2018 года:

– В Калининград постоянно приезжают делегации, в том числе и из других стран, которые предлагают свой опыт по проведению серьезных мероприятий. А с польскими партнерами мы вообще постоянно поддерживаем контакты.

Если говорить о строительстве стадиона, то и в заявочной книге, и по текущим графикам работы стадиона на острове должны начаться в 2014 г., а завершиться в 2017 г. В принципе, у нас те же сроки – 2,5–3 года, как было в Польше. Сейчас работы по стадиону – на стадии проектирования спорт-объекта. Затем определится застройщик. Возможно, он будет и федеральным.

Евро-2012 в Гданьске

  • Гданьские автобусы и трамваи, обслуживавшие болельщиков, в дни Евро дважды проехали дистанцию экватора.
  • Всего на Евро-2012 в Гданьск прилетели 362 самолета, которые привезли почти 10 тысяч болельщиков.
  • Фан-зону в дни чемпионата посетили 340 тысяч человек, из них 150 тысяч – иностранцы. За это время там продали 120 000 л пива, 23 тонны еды. Зону охраняли 364 человека.
  • Польским полицейским помогали работники полиции тех стран, чьи команды играли, и 557 волонтеров.
  • Зону обслуживали 280 туалетов. Всего с территории города вывезли 350 т отходов, 250 т из них – из центра города.
  • В дни Евро в Гданьске работали 1 600 журналистов со всего мира.
  • Раз в неделю все улицы Гданьска полностью мыли, а на двух центральных улицах влажная уборка была каждый день.

внеш.jpg