13:28

Реставраторы: «Чиновники над нами издеваются»

  1. Новости

Определенно произведение Германа Тиле «Морские звери», которому, кстати, в 2013 году исполнилось сто лет (все это время оно «прописано» на берегу Верхнего озера), преследует злой рок.

Особо тяжко моржу, морским слону, собаке и льву пришлось в конце XX века. На излете советской власти (примерно в 1988 году) две скульптуры исчезли. По Калининграду поползли слухи, что фигуры зверей приглянулись какому-то партийному начальнику и он приказал установить их у себя на даче. Но время было перестроечное, пресса подняла шум, и скульптуры возвратили на место.

Однако случилась новая беда – вандалы откололи у моржа голову. К счастью, она скоро нашлась. Ее подобрал местный энтузиаст Геннадий Семёнов, который около 10 лет хранил часть скульптуры у себя дома. В 2007 году, когда власти Калининграда твердо решили восстановить одну из городских достопримечательностей, он передал находку специалистам. Но вскоре выяснилось, что голова не родная. Кто и когда ее изготовил – неизвестно...

Плесень под «шубой»

Восстановлением композиции в рамках масштабного обустройства набережной Верхнего озера занималась, можно сказать, печально известная в нашем городе фирма «БСК». Та самая, которая недавно перекладывала брусчатку на улице Тельмана (через несколько месяцев она пошла волнами) и ремонтировала каскады Нижнего озера, после чего бетонные лестницы «растаяли» вместе со снегом.

Неравнодушная к облику города общественность с нетерпением ждала окончания работ по спасению скульптур животных. А как увидела результат – обомлела. Узнать творения немецкого мастера было сложно. Вместо детально проработанных фигур с постаментов на публику смотрели какие-то бесформенные туши, покрытые толстенным слоем штукатурки.

Возмутилась, впрочем, не только общественность. Выступая в ноябре 2011 года на оперативном совещании в региональном правительстве, руководитель областной Службы охраны памятников Лариса Копцева сообщила, что скульптуры воссозданы по строительным, а не по реставрационным нормам и что специалисты из Санкт-Петербурга обнаружили под штукатуркой плесень. Вывод: «Морских зверей» надо срочно спасать.

Горадминистрации пришлось объявить конкурс на повторное восстановление произведения Тиле. Цена вопроса – 4,5 млн рублей.

Впрочем, председатель комитета архитектуры и строительства горадминистрации Артур Крупин не увидел тогда причин для предъявления претензий к «БСК».

– Я не согласен с выводами Службы охраны памятников. В 2009 году строители не реставрировали, а консервировали скульптуры от разрушения, – комментировал он ситуацию нашей газете.

Тут возникает как минимум два вопроса. Во-первых, почему нельзя было сразу отреставрировать композицию? Зачем тратили деньги на консервацию? А во-вторых, что это за консервация такая, когда под штукатуркой заводится плесень, которая может нанести еще больший вред скульптурам?

В прошлом году конкурс на проведение реставрационных работ выиграла мастерская «Наследие» – та самая, которая восстанавливала в Калининграде фонтан Путти, Королевские, Фридландские и Фридрихсбургские ворота.

Работа проведена – колоссальная. Питерцы миллиметр за миллиметром очистили фигуры животных от штукатурки, вывели плесень, переставили скульптуры в том порядке, в каком их установил сто лет назад Тиле. Кроме того, реставраторами были найдены два из пяти вазонов, которые некогда украшали балюстраду на Верхнем озере (они стояли у входа в здание бывшего онкодиспансера на ул. Иванникова). Их реставрировали и установили рядом с фигурами животных. Недостающие три специалисты из Санкт-Петербурга изготовили сами и тоже поместили их на балюстраду. Отличить их от настоящих на глаз почти невозможно. В общем, городу возвращена одна из его достопримечательностей. «Морские звери» выглядят сейчас практически так же, как и век назад.

Казалось бы, чиновники должны в ноги поклониться реставраторам. Но – нет. Люди, по сути, спасшие творение Тиле, могут и не получить денег за свой, без всяких натяжек, титанический труд.

Унижение штукатуркой

На прошлой неделе – 8 мая – комиссия, в которую входили представители УКС и руководства «БСК», не приняла работу реставраторов.

– Мы все просто в шоке, – призналась сразу после этого руководитель группы реставраторов Инна Пчелова. – Сложилось впечатление, что чиновники и строители просто искали повод, чтобы не заплатить деньги. В частности, в вину нам вменялось то, что мы не выровняли штукатурку, которой замазали балюстраду маляры из «БСК». Но ведь мы реставраторы и не делаем евроремонт, у нас другая профессия. Это во-первых. Во-вторых, какой смысл выравнивать штукатурку, если под ней гниет камень? По уму эту штукатурку надо удалять и восстанавливать балюстраду так, как мы восстанавливали фигуры животных. Но это займет массу времени и будет дорого стоить. Мы все это пытались объяснить членам комиссии, но нас просто не слушали. Им главное, чтобы все было ровненько... Знаете, лично я выравнивать штукатурку не собираюсь. Для меня это унизительно. Не хотят платить – не надо! Пусть восстановленные «Морские звери» станут подарком Калининграду!

– Претензии просто смешны, – соглашается с коллегой Виктор Лебедев. – Ведь когда «БСК» сдавала свою работу, неровности на балюстраде никого не волновали. А теперь – целая проблема… Мне до сих пор непонятно, зачем вообще эта, с позволения сказать, консервация проводилась. Толстый слой штукатурки и нам работу усложнил, и скульптурам вред нанес…

…На следующий день Инна Пчелова действительно улетела в Санкт-Петербург. А Виктор Лебедев остался в Калининграде устранять недоделки. Видно, такое решение приняло руководство. Очередная сдача объекта намечена на среду 15 мая.

«Пишите запрос»

За комментариями мы обратились к заказчику реставрационных работ – МКУ Калининграда «Управление капитального строительства».

– В комиссию кроме сотрудников УКС входили представители Службы по охране памятников (в том числе ее руководитель Лариса Копцева и главный гос-инспектор Леонид Самарин) и компании «БСК», которая является генеральным подрядчиком. Объект не был принят в силу ряда выявленных замечаний. Все недоделки у нас задокументированы, – сказал ведущий инженер УКС Александр Фёдоров.

Однако углубляться в детали Фёдоров не стал, посоветовав газете написать в УКС официальный письменный запрос. Мы это сделали. Будем ждать ответа и продолжим следить за развитием событий.