Известный интеллектуал, журналист, блогер и политический консультант Анатолий Вассерман посетил наш город по приглашению дискуссионного клуба «Калининградский блог-пост».
На встрече с читателями и почитателями он явил свой фирменный образ – 7-килограммовая жилетка с необъятными карманами, дремучая борода и нестандартность суждений.
Думал, сопоставлял
– Анатолий, раньше вы именовали себя пламенным либералом, а сегодня превозносите Сталина. Чем объясняется крутой вираж?
– Изменение моего отношения к Сталину предопределено множеством прочитанной литературы о той эпохе. Думал, сопоставлял. Мало-помалу пришел к выводу: в привычном портрете кровавого тирана, например, у Солженицына масса нестыковок.
– Но, простите, еще живы люди, которые лично испытали на себе сталинский режим. А Александр Солженицын не понаслышке знал, что такое лагеря.
– Солженицын попал в лагерь за преступление, караемое в военное время во все времена у всех народов, – за распространения отрицательного и заведомо ложного мнения о деятельности верховного главнокомандующего. В те годы одна британская дама, пожалевшая, что вместо Чемберлена премьером стал Черчилль, получила три года тюрьмы – подобные разговоры в военное время наказуемы всегда. Но я далеко не уверен, что Солженицын в полной мере заслужил то, что испытал в лагере.
– Как я поняла, и о Калинине, именем которого, на мой взгляд, так нелогично назван наш город, у вас найдется доброе слово.
– Разумеется, найдется. Калинин сильно недооценен. В частности, он выработал грамотную теорию коллективизации, которая не претворилась в практику.
– Еще одна метаморфоза последних лет: из свободолюбивого мыслителя вы превратились в ярого приверженца марксизма.
– С институтских времен я увлечен программированием. У меня вышло несколько статей, которые, скажем так, повлияли на экономическую публицистику. Во-первых, «Коммунизм и компьютер» (1996 г.) – я сделал своеобразный перевод с математического на человеческий и показал, что централизованное управление экономикой дает худший результат, чем децентрализованное. Говоря проще, план хуже рынка. Во-вторых, «Отрицание отрицания» (2011 г.), в которой я признал: развитие информационных технологий опровергло мои аргументы, и к концу десятилетия плановая экономика будет лучше рынка.
– Возвращаемся к марксизму?
– Я абсолютно убежден, что общество перестроится в каком-то более полезном направлении, причем основательная часть этих перемен родом именно из марксизма.
Иллюзия игры
– Нет ощущения, что вы обязаны участию в телевизионных играх всем, что сегодня имеете?
– Конечно, телевизионная известность мне в определенной степени помогла. Борис Бурда, с которым я 12 лет играл в одной команде, однажды сказал: «Минута рекламы в прайм-тайм на ОРТ стоит 20 тыс. долларов. А меня в «Брейн-ринге» показывают пять минут совершенно бесплатно». То есть телеигры – очень мощная форма рекламы, а человеку известному значительно легче найти себе какое-то достойное занятие вне экрана.
– Необъятные познания участников интеллектуальных игр – это иллюзия или истина?
– Абсолютная иллюзия. Знатоки знают намного меньше, чем кажется со стороны, зато думают намного больше, чем опять-таки кажется со стороны. Почти все вопросы строятся так, что к ответу можно прийти путем рассуждения и анализа. Постепенно привыкаешь все обдумывать за время, пока идет чтение вопроса – получается: не знаю, но вычислил. При этом у каждого свои нюансы. Скажем, Александр Друзь психологически менее устойчив. Если что-то в игре идет наперекосяк, он отключается от нее на большее время, чем я. Зато когда Друзь работает на полную катушку, он сильнее меня. Но эта неустойчивость для экранного зрелища очень выгодна и эффектна.
Сожаление без рефлексий
– Ваша знаменитая жилетка вызывает живейший интерес.
– Я много лет занимался разработкой программного обеспечения автоматизированных систем. В вычислительном центре надо было находиться по несколько суток подряд и иметь при себе кучу всякой необходимой всячины. Когда мне надоело носить набитую мелочами сумку, я купил отдельно жилет, а когда стали появляться охотничьи жилеты, стал покупать и пришивать дополнительные карманы. Так постепенно сложился дизайн разгрузочного жилета, в котором чего только не обнаружишь. Например, несколько диктофонов, изрядный запас карточек метро, блокнот, куда я записываю адреса, телефоны, пришедшие в голову мысли. А последние появляются не так часто, и я стараюсь их фиксировать, чтобы потом не позабыть. Атласы Москвы, Московской области, даже атлас мира есть. И еще много чего. В последнее время я заказываю жилетки в мастерской, а там процесс заточен на производство целых партий. Я заказываю по несколько штук и часть распродаю знакомым.
– Так у вас в придачу ко всему еще и деловая жилка?
– Да нет, продаю по себестоимости.
– Данный вами некогда обет целомудрия – миф или реальность?
– Увы, реальность. Мне было тогда 17 лет, и обет был спровоцирован неудачным спором – мой оппонент перешел от общих доводов к личностным. То же самое сделал и я…
– Сожалеете?
– Очень, но время вспять не повернешь. Я за эти годы оброс множеством привычек, несовместимых с присутствием кого-либо рядом. Например, отсутствие расписания дня, жизнь преимущественно ночью и нахождение дома в изрядно поношенном костюме Адама.
– В Сети вы фигурируете во множестве баек и анекдотов наряду с Мюллером и Василием Ивановичем. Нет рефлексий по этому поводу?
– Я к рефлексиям вообще не склонен. А многие шутки в мой адрес весьма забавны. Самая любимая – «Анатолий Вассерман не знает значения фразы «Анатолий Вассерман не знает».
Справка СК
Анатолий Вассерман родился в 1952 г. в Одессе. Окончил Одесский технологический институт холодильной промышленности, факультет теплофизики. После работал программистом. Принимал активнейшее участие в интеллектуальных теле-играх «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг», последние годы – один из лучших эрудитов передачи «Своя игра». С 1991 г. – журналист. В 1994 г. баллотировался в Верховную Раду Украины. С 1995 г. – политический консультант. На НТВ идет его авторский проект «Реакция Вассермана».