Вице-президент АКБ "Инвестбанк" (ОАО) Дмитрий Кириллов дал интервью Юрию Хребтову в программе "Бизнес-завтрак" на "Business FM – Калининград". Кириллов рассказал слушателям о том, что сейчас происходит на Кипре, ждет ли финансовый кризис другие европейские страны, и почему россияне предпочитали хранить деньги в оффшорной зоне.
На должности вице-президента "Инвестбанка" Дмитрий Кириллов работает с 2011 года. До этого Кириллов работал экономистом, начальником отдела валютного дилинга, директором департамента казначейских операций в "Инвестбанке".
- Первый вопрос хочу задать о Кипре. Мы всегда говорили: храните деньги там, там надежнее, там проценты. Судя по тому, что сейчас происходит на Кипре, лучше их хранить в трехлитровой банке. Прокомментируйте, пожалуйста.
- По поводу трехлитровой банки не соглашусь принципиально: там они обесцениваются и пропадают. Дело в том, что проблемы финансовой системы Кипра известны достаточно давно. Только невнимательные люди, хранящие там деньги, могли не чувствовать, что что-то происходит. К сожалению, наше государство долгое время формировало у людей понимание того, что здесь их могут обмануть, а за границей - никогда. Отсюда и возникло безграничное доверие к зарубежным банкам. Особенно, в небольших странах, как Кипр. Это оффшорная зона.
То, что сейчас происходит в Европе, мире и, в частности, на Кипре, говорит о том, что мировая экономика нездорова. Такие события, как на Кипре, скорее всего, будут дальше происходить в остальной Европе: на очереди Греция, Испания. Там по большому счету проблемы не решены. Они могут всплыть в той или иной форме. Решение этих проблем постоянно откладывается.
Проблема Кипра распадется на две части: политическую и экономическую. Экономически то же самое может возникнуть и в других частях Европы поэтапно. Евросоюз отрабатывает сейчас достаточно жесткий сценарий и смотрит, как небольшое государство на эти вещи прореагирует, как прореагирует население. Более того, они в очень позитивной сфере здесь находятся: эксперимент можно ставить не над своими жителями Европейского Союза, потому что большинство пострадавших – это россияне. Я, конечно, думаю, что очень "высокие" россияне уже были обо всем информированы. Здесь, в основном, средняя категория бизнесменов, которые не очень доверяют нашей правоохранительной системе и нашему государству, поэтому часть денежных средств предпочитают держать за рубежом.
- Не складывается ли у вас впечатление, что кипрские финансисты решили просто, как в "Собачьем сердце", взять все и поделить? Не наносит ли это ущерб банковской архитектуре: мировой, российский, калининградской и "Инвестбанку" в частности?
- Российской, думаю, что не наносит. Это четко показывает то, что те банки, которые инвестируют денежные средства в реальный сектор экономики и работают не с какими-то деривативами финансовыми, они-то как раз чувствуют себя достаточно нормально. В этой ситуации позиция российской банковской системы в целом (средних хороших банков, которые не увлекаются игрой на финансовых рынках), выглядит даже предпочтительней по сравнению со многими европейскими банками. Тезис о том, что западный банк – это надежно, сейчас существенно подрывается. Хотя там предпринимают усилия, чтобы минимальные вклады до 100 тысяч евро сохранить для всех.
В Европе много различных проблем, и как раз европейские, американские банки, которые активно используют всевозможные финансовые инструменты, долговые обязательства проблемных стран, таких как Греция, Испания, Португалия, они подвержены и большим рискам. Деньги надо где-то хранить. В банке трехлитровой хранить их тоже нельзя, потому что они могут сгнить, пропасть. Российская банковская система уже научена кризисов 2008 года. И именно банкиры живут в ожидании кризиса, они к нему достаточно хорошо подготовились.
- По-моему, в 2010 году, "Инвестбанк" имел позицию "ББ" в международной рейтинговой классификации. Сейчас ваш рейтинг "А+". То есть это повышение, улучшение положения банка. Скажите, с чем это связано.
- Это связано с планомерной политикой и с планомерной стратегией развития банка, которую мы проводим. На сегодняшний день мы активно работаем с корпоративной клиентурой. А работа в этом направлении позволяет банку наращивать как свои финансовые показатели, так и создавать стабильную клиентскую базу. Потому что на самом деле именно в кризис возникло понимание того, что банк силен именно своими клиентами. Если у банка есть стабильная клиентская база, есть большое количество отделений, которые заполняются клиентами, у банка есть бизнес. При том, что он внимательно относится к рискам. Мы стараемся проводить взвешенную, консервативную политику. В части кредитования мы не бежим впереди всех по многим продуктам. Может быть, мы и не зарабатываем больше всех, но мы себя страхуем от крупных стратегических просчетов.
Мы себя не позиционируем как крупнейший федеральный банк, но мы вышли из этого региона. Мы один из старейших банков России. По пальцам двух рук можно посчитать количество банков, которые сегодня существуют, которые были созданы до нас. У нас сто седьмая лицензия. За эти 25 лет уже прошло достаточно большое количество событий, и многих банков на сегодняшний день просто нет.
- Дмитрий, вот сейчас едешь по городу, смотришь рекламы банков: вот у нас то, у нас то. Не надо справок, ты только приходи, мы тебе сразу "отслюнявим". Понятно, что это маркетинговые ходы. Что такого хорошего есть в вашем банке?
- Когда смотришь, какие бюджеты компании и банки тратят на маркетинговые программы, всегда поражаешься, насколько одинаковыми и стандартными выглядят эти программы. Мы сейчас проводим программу "Надежное партнерство". К очень большой радости для себя, могу сказать, что некие спорные стартовые постулаты для меня этой программы хорошо сработали.
Суть программы очень проста: мы чуть больше года назад провели серьезный анализ нашей клиентской базы, получили обратную связь. Речь идет о корпоративных клиентах. Мы нашли момент, который нам надо подправить. Потом выяснили для себя очень важную вещь: качество обслуживания клиентского сервиса в "Инвестбанке" выше, чем в среднем у других кредитных учреждений. Это нам дало основание сделать следующий шаг: мы открыто объявили всем клиентам, что предельно упрощаем процедуру открытия счетов. Мы не идем на дополнительные льготы, но мы даем им возможность поработать с нашим банком, стать нашими партнерами. Сохраняются законодательные требования, но мы сами получаем выписки за клиентов и просим минимальный набор документов. Служба безопасности работает незаметно в часть 115 федерального закона для клиентов.
К этой акции привязан целый ряд премиальных продуктов. Мы даем повышенные ставки на счета. Мы даем выгодный набор условий по размещению денежных средств на срочные периоды. И при этом клиенты работают с нашими стандартными тарифами, с нашими стандартными условиями. Результаты этой акции нас поразили. Мы ожидали, что у нас откроет множество компаний счета. Но то, что мы получили тысячу новых клиентов только в одном регионе Калининградской области, это результат феноменальный. Нас удивило качество этой клиентской базы. Это хорошие компании, и мы постоянно отслеживаем их лояльность. За девять месяцев объем денежных средств на счетах юридических лиц в "Инвестбанке" вырос на 60%. Это очень хороший показатель.
- А что вы делаете с теми клиентами, которые с вами давно?
- Крупные компании у нас объединены по группам. Для них специально предоставляется VIP-сервис. К каждому из этих клиентов прикреплен персональный клиентский менеджер. Руководители компании тоже обслуживаются в специальном подразделении. То есть, эти клиенты всегда чувствуют наше сопровождение. Мы знаем историю взаимоотношений с этими клиентами. И это как раз направление у нас всегда было сильным в банке.
- Ну и конечно, традиционный вопрос для банкира: ваши планы, прогнозы на 2013 год.
- 2013 год, наверное, будет непростым с точки зрения финансовой ситуации в мире. Я не делаю каких-то радужных прогнозов по этому году. Но у нас есть акционеры, они нам поставили серьезные планы по росту бизнеса. Поэтому мы будем их выполнять.