То, что в последнюю неделю происходит на маленьком Кипре, финансовые аналитики иначе как революцией и не называют. Десятки лет офшорные зоны были важнейшим механизмом мировой экономики. А теперь клиентам – в том числе российским – кипрских банков сообщили, что правила игры изменились.
Власти маленького островка внесли в местный парламент законопроект о введении налога на хранящиеся в тамошних банках депозиты, если их сумма достигает более 100 тыс. долларов.
– В одночасье все в мире поняли, что банковский депозит больше не является надежным активом. Это революция, – говорит Михаил Хазин, экономист и глава консалтинговой компании «Неокон».
Специалисты уже подсчитали, что совокупные потери вкладчиков в таком случае составят более 3,5 млрд евро. Сколько в этой офшорной зоне российских денег, стало понятно после того, как в ситуацию в чужой стране попытались вмешаться первые лица России. Дмитрий Медведев назвал события не иначе как экспроприацией. Европейцы в ответ не остались в долгу и подкололи российские власти, мол, что те в первую очередь озабочены судьбой личных сбережений. И сегодня экономисты наперебой высказывают свое мнение о том, что Россию и ЕС в ближайшее время может ждать охлаждение отношений.
Офшорная зона в Калининграде?
Возможно, в Москве хорошо об этом говорить. Но как это отразится на Калининградской области? И один ответ уже получен. На днях глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин озвучил идею, что Россия может создать свои офшорные зоны, и они могут быть открыты в Сочи, на Дальнем Востоке и Калининграде.
– Подшефные офшорные зоны есть у многих других стран, таких, например, как Великобритания и Нидерланды. Не случайно именно эти страны являются основными инвесторами, в том числе в российскую экономику, — сказал Шохин.
По мнению главы СПП, офшорные зоны в России должны строиться по принципу эксклавности, то есть территория такой зоны должна быть изолирована и в идеале совпадать с границами субъекта Федерации. Такую зону можно было бы совместить с международным финансовым центром.
– Действительно, сегодня многие инвесторы небезосновательно опасаются, что «кипрская история» затрагивает капитал российского бизнеса. Однако никаких масштабных негативных последствий для экономики России мы не ожидаем, – высказывает мнение директор Калининградского филиала БКС Премьер Виталий Багаманов. – Более того, если капитал из кипрских банков вернется в российскую экономику, пусть даже с «дисконтом», эффект будет как раз обратный, положительный. Если же говорить о том, где, в каких юрисдикциях российским резидентам теперь лучше размещать свои капиталы, то универсального рецепта для размещения денежных средств не существует. Каждая ситуация индивидуальна. Необходимо рассматривать целый ряд аспектов, начиная от целей создания офшорной структуры, сферы деятельности, структуры бизнеса и системы активов и заканчивая историей возникновения средств и обоснования их законности. А вообще депозиты – это один из самых надежных и понятных способов инвестирования денежных средств. И самое лучшее – размещать денежные средства в той стране, гражданином которой вы являетесь.
Есть ли пострадавшие среди калининградского бизнеса?
По словам президента Калининградской Торгово-промышленной палаты Алексея Зиновьева, пострадали ли от событий на Кипре калининградские бизнесмены, такой статистики нет.
– Но я думаю, что кого-то из калининградцев проблема все равно коснулась, – говорит он. – Кипр – абсолютно легальная офшорная зона. К тому же эта страна относится к крупным инвесторам, в том числе и для нашей области. Потому, безусловно, есть местные предприниматели, которые используют механизмы офшоров. О каких-то крупных пострадавших я не знаю. Проблема даже не в финансовых потерях, а в том, что на Кипре закрылись банки и у некоторых предприятий просто мог встать бизнес, товарооборот. Будет ли охлаждение отношений ЕС и России и отразится ли это на нашей области, сказать пока не могу. У нас часто какие-то политические моменты, возникающие на уровне стран, особенно сопредельных, четко коррелируются длиной очереди машин на границе. Но мне кажется, нам стоит просто подождать. В возникшей ситуации Калининградская область не является каким-то уникумом. Уверен, в любом крупном городе найдутся корпорации, предприятия, которые каким-то образом оказались задеты в сложившейся ситуации.
– Риторика первых лиц страны по этому поводу уже была довольно жесткой, – говорит Виталий Багаманов. – Однако я считаю, что принципиально это вряд ли ухудшит наши отношения, так как меры принимаются относительно всех вкладчиков, не только с российскими паспортами. Что касается Калининградской области, вряд ли мы станем разменной картой в этих отношениях, поэтому на отношения нашей области и ЕС напрямую эта ситуация не повлияет.