18:25

Виктор Бобков: Калининградская публика тоскует по оперетте

Виктор Бобков: Калининградская публика тоскует по оперетте - Новости Калининграда

"Комсомольская правда в Калининграде" предложила директору Калининградской областной филармонии, народному артисту России Виктору Бобкову оглянуться: каким был 2012 год для публики и коллектива.

Ушла Вишневская. Остается помнить…

− В этом году в Калининградской филармонии с успехом прошел IV Международный фестиваль "Русская музыка на Балтике". Чем он отличался от предыдущих фестивалей?

− Мы с вами говорим как раз в тот момент, когда Россия простилась с великой Галиной Вишневской. Я с благодарностью вспоминаю Галину Павловну, которая поддержала инициативу проведения в Калининграде и за рубежом фестиваля "Русская музыка на Балтике". Она ведь не просто присутствовала на открытии, она дала несколько мастер-классов для наших солистов и музыкантов, она стала талисманом этого фестиваля. Все, кто с ней имел счастье общаться, вспоминают о ней как о сильной, яркой личности, высочайшем профессионале…

В этом году в рамках фестиваля "Русская музыка на Балтике", который прошел при поддержке федерального и регионального министерств культуры,  мы сосредоточились на русской оперной музыке. Для многих, думаю, стала большим открытием и событием опера "Князь Игорь" в исполнении Московского театра "Новая Опера имени Колобова". Отмечу, с этим коллективом калининградская публика уже знакома. В 2008 году в рамках фестиваля "Русская музыка на Балтике" "Новая опера" участвовала с "Русланом и Людмилой". В этом году много было страхов по поводу того, что есть сцены, когда хор танцует. Но нужно отметить мастерство артистов оперы - они настолько тонко, гармонично перевоплощаются из солистов хора в танцовщиков, что это воспринимается как что-то естественное, как то новое, которое хочется принимать, которым хочется восхищаться. Во время подготовки к фестивалю перед духовым оркестром филармонии стояла сложнейшая задача: музыканты должны были сыграть то, что обычно играет симфонический оркестр. Хочу сказать, что коллектив справился с задачей, произведение зазвучало по-новому. 

Эксперимент с камерным оркестром

- Еще одно из заметных событий в жизни филармонии - 20-летие камерного оркестра. Этому юбилею был посвящен цикл концертов. Чем запомнились эти события? 

- Благодарен основателю камерного оркестра, его бессменному руководителю - Заслуженному артисту России Александру Андрееву за то, что он согласился на большой творческий эксперимент. Так, в феврале в концертном зале филармонии состоялся концерт коллектива, и дирижером выступил литовский коллега Вильгельмас Чепинскис,  а в марте - на концерте камерным оркестром дирижировал Тадеуш Стругала (Польша). На этом мы не остановились. Уже в апреле мы слушали коллектив под управлением немецкого дирижера Михаила Ваймана. Все концерты показали, как по-разному один и тот же коллектив может звучать. В каком тонусе находились музыканты!

Подводя итоги года, нельзя не отметить наш фестиваль "Музыкальная весна". Ему в этом году исполнилось 20 лет. Этот проект стал международным. Фестиваль по-прежнему дает возможность открываться новым именам. И у горожан есть возможность знакомиться с талантливыми детьми, видеть труд музыкальных педагогов. Отрадно осознавать тот факт, что наша земля не скудеет талантливыми, упорными, трудолюбивыми детьми. Поддержка талантливых детей – один из приоритетов политики министерства культуры.

 - Как отзываются о филармонии столичные, зарубежные коллективы?

- Мне приятно, что Калининградскую филармонию знают. Мне приятно слышать от солистов Большого театра, от столичных музыкантов, от зарубежных коллективов высокие оценки нашей работы. Это ведь не просто похвала. Все приглашенные артисты работают с нашими коллективами. Мы же не устраиваем просто гастроли каких-то коллективов. Мы предлагаем гостям поработать вместе с нашими музыкантами, солистами. Таким образом, происходит взаимообмен, наш коллектив оттачивает свое мастерство, соприкасаясь с профессионалами других школ, эстетик.

"Наши люди в филармонию на такси не ездят"

- Виктор Васильевич, опишите, какая публика у Калининградской филармонии?

- У нас удивительная публика. В этом году было немало неповторимых моментов, связанных как раз с теми людьми, которые посещают Калининградскую филармонию. Вот, к примеру, на юбилейном концерте нашего камерного оркестра была такая атмосфера, что в финале, когда публика практически "зашлась" от восторга, я с трудом сдержал слезы. Поскольку испытал в это мгновение огромное счастье, гордость, удовлетворение и за наших слушателей, и за наших музыкантов. Наверное, сейчас я выгляжу излишне пафосным, но мне хочется сказать об этом. Поскольку это есть. И вот к этой вершине все мы и должны стремиться - когда происходит этот божественный контакт, когда внутренняя потребность поклонников и художественная ценность музыкального произведения совпадают. И я хочу поблагодарить наших преданных поклонников за то, что они продолжают вместе с филармонией проживать одну судьбу.

Характеризуя публику, могу отметить, что наши люди в филармонию на такси и машинах не ездят. Наши люди едут на трамваях, автобусах. Выделяют раз в месяц из своих скромных бюджетов 150-200 рублей, покупают билет и идут - и в дождь, и в шторм, и в мороз. Кстати, я очень благодарен транспортному отделу администрации Калининграда. Когда мы привезли - четырехчасовой спектакль "Идиот" в постановке литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса. Мы, зная, что премьера закончится в то время, когда общественный транспорт уже не будет работать, вышли с предложением - выделить автобусы, чтобы публика могла спокойно доехать до дома. Власти пошли нам навстречу.

- Вы умеете угадывать желания публики?

- Ну, можно, конечно, постоянно играть "Времена года" Вивальди или "Вальс цветов" Петра Ильича Чайковского… Повторяю в тысячный раз, наше учреждение призвано воспитывать художественный вкус калининградцев. Именно поэтому мы вводим в репертуар очень сложные произведения, предлагаем публике то, что она никогда не слышала, мы хотим показать огромный, многогранный мир музыки. Чтобы люди просвещались, чтобы люди крепили дух. И вообще это утопия - жить и работать только для того, чтобы угодить публике, угадать ее желание. Но! В этом году в Калининградской филармонии прошло яркое событие, после которого я понял одну важную вещь. 130-летию со дня рождения Имре Кальмана мы посвятили программу "На балу у Кальмана". Звучали сцены, арии, дуэты, оркестровые фрагменты из оперетт "Сильва", "Баядера", "Марица", "Фиалка Монмартра", "Цыган-премьер", "Принцесса цирка". И что я заметил… Калининградцы тоскуют по оперетте. Честно говоря, я не ожидал, что среди горожан так много поклонников этого жанра. И вот в этом направлении коллектив филармонии готов поработать.

Впереди - новый год, впереди -  много надежд на то, что Калининградская филармония сможет удивлять и радовать публику. С наступающим Новым годом!

366
+185
Смотреть
график
Коронавирус за неделю
1236
новых заражений
за последние 7 дней
19%
Коронавирус в динамике
08 окт. 2020
24 ноя. 2020
Коронавирус сегодня Калининградская область, 24 ноября
за сутки
всего
Заражения
+185
10 335
Выздоровления
+129
6 921
Смерти
+2
111
Обследованы
+725
356 554